markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

Categories:

ЖЕЛАЕМОЕ ЗА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ

1.

надо избавиться от путанницы. хотя, может быть, путаю я один. надо отличать «реальность» и «реальное», «концепции» и «концептуальное».


концепции – это частный случай реальности. и в этом смысле они реальны. но реальность не тождественна концепциям, и в этом смысле она не концептуальна. т.е. мы можем говорить о реальности концепций, но не можем говорить о концептуальности реальности.

таким образом, когда мы говорим «реальное», мы имеем в виду не только не охваченное концепциями, но и концептаульное, и сами концепции. но когда мы говорим «концептуальное», мы имеем в виду только свободу от дабл-байнда.

дабл-байнд – это бинарность или неустранимое свойство противоречивости любых феноменов. все реальное характеризуется проявлением в нем дабл-байнда. и поскольку концепции реальны, они тоже не свободны от него, но при этом позиционируются как свободные от противоречивости. в этом-то ахиллесова пята всех концепций.

создать концепцию – это принять ее ограниченность. т.е. заранее согласиться, что ее реализация не снимает проблемы нашей ограниченности и, расширяя наши возможности, не делает их тотальными. а значит, никак не устраняет присущего реальности дабл-байнда.

но концептуальное игнорирует непреодолимость дабл-байнда, т.е. рассматривает саму реальность как концепцию, в которой нет места концепциям, а концепции – как свободные от противоречивости и, следовательно, от реальности.

но концепции никогда не свободны от реальности и являются ее производными. реальность производит концепции в утилитарных, прикладных или ограниченных целях. и только концептуальное перестает принимать эту ограниченность или утилитарность в расчет.

когда мы в достаточной мере учитываем утилитарность концепций, то такие концепции не только реальны, но и осуществимы. благодаря этому мы не только можем создать концепцию какого-нибудь летательного аппарата, самолета например, но и осуществить ее.

но мы не можем осушествить концепцию ковра-самолета, потому что это меметическая концепция. ее утилитарность ограничена ментальным и реализуется только как ментальное. но все равно она реальна в качестве ментального. и только ее материализация неосуществима.

это очевидный случай. он не вызывает у нас разночтений. но существуют концепции, меметический характер которых для нас не столь очевиден. это свобода, равество, справедливость, ничем не ограниченная субъектность и, самое главное, избавление от дабл-байнда.

потому что именно неустранимый дабл-байнд реальности делает концептуальное чисто меметическими. что поддерживает в нас иллюзиию, будто устрание дабл-байнда сделает возможным осуществление любых меметических концепций, даже ковра-самолета.

но даже наши иллюзии реальны. они всего лишь неосуществимы, что не делает их менее реальными. не надо только зацикливаться на них и настаивать на их осуществлении. не надо ввергать себя в пучину концептуального.

а для этого всего лишь необходимо воздерживаться от соблазна выдавать что-либо за непротиворечивое. вот и вся хитрость.


2.

в разделении бессознательного и сознательного уже присутствует погрешность концептуального. реальность невозможно разделить на сознательную и бессознательную.


еще можно вообразить себе реальность, где некому проявить свое сознание. нет жизни – нет сознания. но вот вообразить себе сознание без бессознательного совершенно невозможно. ни одно живое существо не сознательно от начало и до конца.

любое живое существо – это конгломерат бессознательного и сознанательного. и вычленить из него сознательное в чистом виде – не представляется возможным. в свою очередь бессознательное тоже не свободно от сознательного.

кажется, что реальность может быть либо только бессознательной, либо бессознательно/сознательной одновременно. безжизненная реальность – бессознательна. а заселенная живыми существами – бессознательно/сознательна.

но известна ли нам безжизненная реальность? нам известны большие безжизненные фрагменты реальности, даже непредставимо гигантские фрагменты – пустыни, целые планеты и даже, возможно, галактики. но как бы велики они ни были, все это фрагменты реальности.

что же касается пронизывающей и объемлющей все реальности, то она обитаема. пусть не сплошняком, а фрагментами или только в одном единственном своем фрагменте, но обитаема. и потому бессознательно/сознательна одновременно.

и пусть аж за миллионы и миллиарды световых лет от нас происходят такие же бессознательные события, как в непосредственной близости от нас и в нас самих. допущение, что они происходили бы и без нас – не больше, чем допущение.

каким бы убедительным оно ни было, оно остается ничего не доказывающим допущением. оно не доказывает возможности существования тотально безжизненной реальности. и потому имеет к нам весьма отдаленное отношение.

во-первых, нам не нужно отправляться в такую даль за бессознательным. а, во-вторых, куда бы мы ни отправились, мы вынуждены будем захватить с собой и свое сознание.

Tags: производство реальности
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ДЕМОТИВАТОР

    Трудно заставить себя голосовать хрен знает за кого. Причём и в партии власти, и в оппозиции, как системной, так и несистемной. Демократия хороша в…

  • «МЫСЛЬ ИЗРЕЧЁННАЯ ЕСТЬ ЛОЖЬ»

    Мысль - это фокусировка на чем-то, концентрация внимания. Размышление происходит на основе этой фокусировки. Слова - это всего лишь способ что-то из…

  • ДОСОЗНАТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ВОСПРИНИМАЕМОГО

    Предположим человек «придумал», как называть одни и те же объекты или проявления реальности. Одни называют море «морем», а другие «сии». Но само…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments