markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

где зарыта метареалистическая собака - 17

В стихотворении Парщикова «Тренога» все вертится вокруг проблемы восстановления неконвенционального статуса языка. С распространением реализма язык стал восприниматься как конвенциональный. Хотя таковым на самом деле не являлся. Ведь конвенциональным является нечто, о чем заранее договариваются. А язык, начавший казаться конвенциональным только благодаря засилию реализма, изначально не был конвенциональным. Язык возник до любого из нас. Но этот факт игнорировался.

Мало того, «понятность» того, что описывает язык, тоже стала приписываться исключительно его конвенциональному характеру. А ведь еще до того, как произошли великие систематизации окружающего нас мира, до дарвинизма, до политэкономии, грамматики и языкознания, до реализма, наконец, люди тоже с успехом пользовались языком, не требуя от него стопроцентной конвенциональности и при этом достигая «понятности». «Понятность» отнюдь не всегда была грубо привязана к конвенциональности, как после эпохи великих систематизаций в различных областях человеческой деятельности.

Люди часто могут сказать нечто друг другу, что не сообразуется с конвенциональными принципами языка, но это может оказаться вполне «понятным» для них или, по крайней мере, достаточно понятным. Таким образом возникает зазор между языком и языкознанием, т.е. концепцией языка. Дети или подростки часто говорят, не сообразуясь с правилами, и при этом понимают друг друга. В них еще жива неконвенциональная природа языка.

Стихотворение Парщикова «Тренога» тоже возвращает нас к неконвенциональной природе языка. Оно «непонятно» нам с точки зрения конвенционального языка, с точки зрения общераспространенного дискурса, но нас постоянно не отпускает ощущение, что в нем много нам знакомого сенсорно, «на ощупь», а значит и понятного, хоть это «понятное» иногда не поддается стопроцентной расшифровке.

Это глубоко уходящая в толщу нашего языкового опыта проблема – разделение конвенционального и понятного. Вот почему тот факт, что это не одно и то же, очень важен, но и очень трудно осознаваем. Ведь конвенциональное загоняет нас в ограниченные схемы интерпретации реальности. Благодаря им, сколько реальность ни меняйся, мы не сможем извлечь из нее новые смыслы, потому что все равно все сводится к конвенциональному. И ничего нового, неконвенционального или сверхконвенционального, нам не светит.

А новое всегда имеет место в реальности. Для этого ей даже меняться не обязательно. Новые смыслы в ней и так постоянно присутствуют. Но привычные схемы не позволяют нам их распознать. Эти схемы просто не предназначены для чего-то в них не вписывающегося. Да и какие схемы могут перенести постоянные изменения. Они от этого только разрушаются и перестают быть схемами.

Но многое в этом мире понятно нам и без схем. Прежде всего потому, что мы сами часть этого не вписывающегося в конвенциональность мира. Мы сами несхематичны. 

Tags: метареализм
Subscribe

  • РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА ЖЕНЫ

    Пол: W   Возраст:56 1-10 A: 6 B: 5 C: 5 E: 5 F: 3 G: 5 H: 6 I: 7 L: 4 M: 5 N: 7 Q: 5 Q1: 6 Q2: 8 Q3: 7 Q4: 4…

  • ТЕСТ

    Пол: M   Возраст:58 1-10 A: 3 B: 9 C: 7 E: 6 F: 6 G: 3 H: 6 I: 6 L: 8 M: 9 N: 5 Q: 9 Q1: 5 Q2: 6 Q3: 6 Q4: 7…

  • ГРЫЗТЬ МАТРЕШКУ

    вернулся из петерберга. терпеть не могу пафосные сувенирные рестораны «а-ля-рюс». такое ощущение, что вместо еды тебе приходится грызть матрешку.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment