markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

В ПОИСКАХ НЕФОРМАЛЬНОГО «ДРУГОГО»

Читая свободные стихи, я часто нахожу в них бесформенные нагромождения многозначительности. Автор, отвергший форму, почти что обречен на эту многозначительность. Ему больше некуда деться, только двигаться в русле своих намерений, которые, что ни делай, так и остаются намерниями, со всей вытекающей из их нереализованности многозначительностью, и никогда ни во что не воплощаются.
Форма и рифма застваляют менять направление. Хочешь написать одно, но не вписываешься в их формат, и они навязывают тебе другое, выходящее за пределы твоих намерений. В свободном стихе, где на тебя влияет гораздо меньше внешних факторов, кажется, ничто не мешает их осуществлению. Но человек, ограниченный своими намерениями, меньше самого себя.
Автор не исчерпывается собой, своими намерениями. И поэтому, когда авторы отвергли форму, чтобы быть свободными, вместо этого они стали пленниками своих намерений. Для них не стало препятствий, нечему встать у них на пути, но им и не от чего оттолкнуться. Они оказались ввергнутыми в свободное падение. И у них нет даже страховочного парашюта за спиной. Легкость и упоительность свободного полета давно сменилась монотонностью беспрепятственного падения, обернувшегося той самой многозначительностью, которая заполонила их стихи.
Прежде форма и рифма выполняли для автора функцию «другого». О нем можно было забыть и даже вообще ничего не знать, но стоило начать встраивать свои тексты в стихотворный формат, как, сам того не замечая, оказывался вступившим в резонанс с ним. Просто потому, что «другой» всем ходом эволюции вживлен в бессознательное каждого из нас. И как только наше намерение упирается в невозможность своего дальнейшего осуществления, на первый план выходит «другой», находящийся за пределами нашей осознанности. Но с демонтажом формы и рифмы бессознательное вдруг оказалось, если не исторгнутым из комплекса нашей личности, то игнорируемым и третируемым нами.
Нельзя не признать тот факт, что в свое время стихотворный формат стал шаблоном. А ретранслируемый им «другой» – шаблонным «другим». Поэтике требовались новые ресурсы. И свободные нерифмованные стихи стали еще одним аспектом ее инвариантности.
Но почему же впоследствии свободные стихи вместо того, чтобы быть свободой, стали тюрьмой, чьи стены выложены намерениями автора? Тюрьмой, где автор вовлечен в свободное падение, к траектории которого он приговорен, как узник к своей камере, которой прикован, как каторжанин своей цепью. И так будет до тех пор, пока нет ответа, что является ресурсом для проявления «другого» в свободных стихах.
Хотя, скорее всего, я, выкормыш традиционного стихосложения, обманываюсь и просто не умею считывть «другого» в свободных стихах. Тогда, может быть, кто-нибудь из пишущих свободные стихи объяснит мне, как проявляет себя этот неформальный «другой»?
Tags: литпроизводство
Subscribe

  • СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП

    Первые опубликованные стихи у меня появились в 1987-м. Напечататься, перейти из разряда непечатных в печатные – тогда это казалось чем-то этапным.…

  • БЕСЦЕЛЬНОСТЬ СМЫСЛА

    Если бояться конечности жизни, лучше вообще в неё не ввязываться. Нашего согласия, правда, не спрашивают. Бабах, и однажды обнаруживаешь себя…

  • БОГ СТИРАЛЬНОЙ МАШИНЫ

    Объяснимое - это утилитарное. Оно нам требуется, когда нужно решить ограниченную задачу. Например, нам нужно руководство к пользованию стиральной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

  • СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП

    Первые опубликованные стихи у меня появились в 1987-м. Напечататься, перейти из разряда непечатных в печатные – тогда это казалось чем-то этапным.…

  • БЕСЦЕЛЬНОСТЬ СМЫСЛА

    Если бояться конечности жизни, лучше вообще в неё не ввязываться. Нашего согласия, правда, не спрашивают. Бабах, и однажды обнаруживаешь себя…

  • БОГ СТИРАЛЬНОЙ МАШИНЫ

    Объяснимое - это утилитарное. Оно нам требуется, когда нужно решить ограниченную задачу. Например, нам нужно руководство к пользованию стиральной…