markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

О БОГЕ, КОМКАЮЩЕМ СКАТЕРТЬ

(продолжение)

michaellogin

Из ваших других постов я уже понял, к чему вы клоните - в мире есть только один субъект, остальное - непрерывность, взаимообусловленность объектов, точнее, в вашей интерпретации, этот субъект и есть непрерывность. Имхо, тут большие проблемы с таким определением. Получается, что вы отождествляете Субъект и Творение. Тут многозначительное совпадение с темой вашего корневого поста - именно об этом и говорит в каком-то смысле Хокинг - мир и непрерывное есть, а Субъекта, Наблюдателя Всего, инициирующего бытие Всего актом своего наблюдения-творения нет, или он не нужен - пустота вечно структурирует себя во всех мыслимых смыслах, порождая и уничтожая миры в бесконечном круговороте-калейдоскопе форм.
Т.е. это не иудео-христианская, а индуистско-буддийская картина - колесо сансары, из которого можно выскочить только в "сильный вариант" дискретности - необусловленное ничем вневременное бытие в нирване, по ту сторону связей, форм, времени и пространства. Тут, конечно, большой вопросительный знак.
Если Он манифестирует себя в мире таким странным способом, требующим недюжинных интеллектуальных услилий, то почти всё культурное наследие человечества на эту тему можно просто отбросить - это объекты среди других объектов, в этом смысле оно мало чем отличается от науки с её операциональностью, так как обе базируются на "слабом варианте" дискретности - вести себя хоть с объектами, хоть с миром, хоть с Богом, так, словно это - дискретные сущности.
Как невозможно помыслить "сильный вариант" дискретности, так невозможно для человека почувствать реальность непрерывного - связь всего со всем, индийское "то есть ты" - именно почувствовать, а не только помыслить. Тем более в масштабе всего мира - ощутить свою связь со всем, для этого надо быть Им, а не человеком.
У вас очень интересная концепция времени, по сути дела время отрицающее. Если ей следовать - существует непрерывная иерархия объектов, нисходящих от Субъекта и вмещающая все возможное бесконечное множество связей и форм. Тем самым, Бог творит не только мир, но и время, т.е. Он "владеет" миром не только "в текущий момент", но и в любой момент в прошлом и будущем, т.к. сама форма творения для Него такова, что и прошлое и будущее - для Него одновременны, а точнее - вечны. Время становится в таком случае действительно просто формой взаимной синхронизации объектов.
Но тогда отпадает возможность свободы - в том числе и свободы воли. Он - единственный свободный Субъект, творящий Всё из Ничего, остальные - объекты в мире объектов, какие бы иллюзии они на этот счет ни строили. Надо ли говорить, что всё в нас восстаёт против такой идеи, пусть трижды Он нас "любит" и "ждет возвращения блудного сына" - мы не хотим быть объектами, мы хотим быть субъектами, а если ещё точнее - мы хотим и того, и другого одновременно. "Оставьте меня в покое и не бросайте меня одного." Как - и возможно ли - такому созданию "ментально совпасть с тем, что оперирует нами" - большой вопрос.

markshat

Боюсь, Вы не совсем точно интерпретировали мое представление о соотношения Бога и непрерывности. Я не могу судить о том, каков Бог. Но Бог проявляет себя через дискретность/непрерывность. Это Он скомкал скатерть на столе.
Каждый раз поборники различных концепций перебирают складки скатерти и утверждают, что в складках нет Бога. И с ними трудно не согласиться. Но о том, что скатерть все-таки кто-то скомкал, что эти складки не сами по себе, свидетельствует целостность (непрерывность) ее поверхности. Разве что в нескольких местах есть «черные дыры». Ну что поделаешь, скатерть довольно старая, прохудилась.
Только не говорите мне, что скатерть можно расправить и все станет гомогенным. Эту скатерть расправить нельзя. По крайней мере, нам с Вами это не удастся.
Поэтому непрерывность – это не Бог. Неотъемлимое повсеместное присутствие непрерывности наряду с дискртеностью – это свидетельство Его существавния. Можно, конечно, утверждать, что скатерть скомкал не Бог, а, скажем, ветер. Но тогда складки скатерти должны были бы быть слишком безличны. Как это было бы со скатертью, которую человек скомкал бессознательно, по неосторожности.
Но если тот же человек скомкает скатерть осознанно, то мы заметим какую-то не только физическую закономерность в образовании складок, а нечто ментальное. Собственно говоря, безжизненный космос был бы вполне достаточным произведением безличностного акта творения. Прежде всего наличие в нем самого человека свидетельствет о существовании Бога. Сам человек – очень уж прихотливая складка этой скомканной скатерти.
Что поделаешь, с иллюзией безграничной свободы воли приходится распрощаться. А ограниченная свобода воли, замкнутая в некоторых пределах, это уже не свобода воли, а разнообразие. И действительно, челоеку доступно гораздо большее разнообразие в достижении одних и тех же результатов, чем любым другим формам жизни. Это разнообразие когда-то он и интерпретировал как свободу воли. Трудно с этим смириться, но приходится смиряться и с вещами потруднее, например, со смертностью человка. Это все издержки психологического порядка.
И уж в таком случае станоится очевидно, что в моей интерпретации Бог – это не Бог Афин. Там свобода воли. Что же касается Бога Иерусалима, то тут постоянно присутствует опасность избточного антропорфизма. Человек свидетельствует о существовании Бога. В этом его Богоподобие, но не тождественность Богу. Ни о какой тождественности человека Богу не может идти речи.

(продолжение следует...)
Tags: производство реальности
Subscribe

  • ПРОЩАЙ, СИЗИФ!

    Всегда происходит одно и то же. В результате всеобщей многообразной деятельности формируется все более дифференцированный, все более…

  • ВСЯ СЛОЖНОСТЬ МИРА В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

    считается, что цель эволюции – живучесть. похоже, это не совсем так. биомасса сама по себе изначальна довольно живуча и вообще нет никаких…

  • СПОСОБЫ ЖИЗНИ

    25/9/2012 16:49 - soe_soe - Приятель прислал. "И тогда вот вся моя семейка начинает капать мне на мозги с интереснейшей формулировкой: -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments