markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

РЕАЛЬНОСТЬ И БОЛЬШЕ НИЧЕГО

1.
Я не знаю ничего, кроме реальности. Она сопровождает меня с первой вспышки самосознания и никогда до сих пор не отставляла. Она менялась, привычные вещи сдвигались со своих мест и потом уже никогда не возвращались назад. И все же всегда это была та самая узнаваемая надежная достоверная реальность, известная мне с первых дней жизни. Конечно, в ней происходят непредвиденные вещи. Но у меня нет никаких сомнений, что они непредвиденны для меня и тех или иных людей или вообще для всех нас. Просто я или они, или все мы вместе плохо прогнозировали дальнейшее развитие событий или плохо представляли себе взаимосвязь явлений, но в реальности ничего невозможного не происходило. В потоке явлений не было никаких нарушений, сбоев или мистических разрывов. Сбои или разрывы происходили в нашем сознании. Просто многое остается для нас скрытым по тем или иным причинам и мы всегда хотим найти этому объяснение. И что примечательно, такого рода объяснения нередо бывают довольно работоспособными. Мы просто подставляем эти ментальные гаджеты в места разрывов в нашем сознании и общая картинка получается более или менее изоморфной реальности. Это как костыль для безногого. Далеко не то же самое, что здоровая нога, но все же можно ходить. Вот почему наши фантазии, идеи, метафоры тоже несомненно реальны. Ведь и костыль безногого тоже вполне реальная вещь. Только не надо путать его с ногой. Мало того, мы обладаем способностью развивать и совершенствовать свои гаджеты. Идея соружения переправы через реку довольно часто превращается в мост, костыль для безного в технологически сложный протез и т.д. и т.п. Все потому, что реальность – это не то, что вокруг нас или отдельное от нас, она в нас самих, мы сами, каждый в отдельности и все вместе, одно из ее многочисленных прямых и непосредственных проявлений. И все, что имеет место в реальности, просто не может быть не реальным. Никто из нас не сомневается в реальности моста. Какие же тогда основания для сомнений в реальности идей, фантазий и т.п. Конечно, не все идеи превращаются в мосты, у разных идей могут быть разные свойства. Одни превращаются, другие нет. Но свойство той или иной идеи быть или не быть реализованной никак не влияет на ее реальность. Когда мы обсуждаем, реально построить мост или нереально, мы имеем в виду реальность самого сооружения. Но сама идея реальна вне зависимости от реальности ее реализации. Она уже существует, уже заставлет кого-то что-то обсуждать, предпринимать какие-то действия. В начале прошлого века нереализуемая идея создания вечного двигателя, достигшая масштабов полноценной эпидемии, вполне реально влияла на многие судьбы, заставляла людей заниматься этим бесперспективным занятием, доводила до помешательства. Т.е. была вполне реальным явлением, не менее реальным, чем идея Нобеля, закончившаяся изобретением динамита. Но в силу нереализуемости одной и реализуемости другой они вели к различным результатам. Это как безнадежно поломанный стул и вполне исправный, на котором можно сидеть. Вне зависимости от этого, и тот, и другой реальны. Столь же несомненно реальной представляется мне идея Царствия Божьего. Огромное чило людей жило и продолжает жить, сообразуя свою жизнь с этой идеей. Я и сам, будучи человеком верующим, живу, ставя свою жизнь в соотношение с ней. Но несмотря на то, что сама идея вполне реальна, какова реальность этой идей я не знаю. Мало того, я с большим недоверием отношусь ко всем преположениям на этот счет. Единственно достоверный для меня источник – Иисус Христос – высказывался на этот счет метафорами и притчами, т.е. все теми же гаджетами, которые не являются прямыми аналогами того, что собой подменяют. Как все тот же костыль не является прямым аналогом ноги. Покажи какому-нибудь инопланетянину, который никогда не видел ни человека, ни человеческой ноги, костыль и скажи, что человеческая нога пердставляет собой нечто подобное костылю, неизвестно каким представит себе инопланетянин человека в целом. Скорее всего весьма далеким от того, что есть на самом деле. Чем-то вроде трубчатого карскаса, соединенного гайками и болтами. Но на основании этого не стоит поспешно делать выдовод о том, что из вполне реальной идеи Царствия Небесного не следует никакой реальности. Что она из разряда нереализуемых идей.
Tags: производство реальности
Subscribe

  • СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП

    Первые опубликованные стихи у меня появились в 1987-м. Напечататься, перейти из разряда непечатных в печатные – тогда это казалось чем-то этапным.…

  • БЕСЦЕЛЬНОСТЬ СМЫСЛА

    Если бояться конечности жизни, лучше вообще в неё не ввязываться. Нашего согласия, правда, не спрашивают. Бабах, и однажды обнаруживаешь себя…

  • БОГ СТИРАЛЬНОЙ МАШИНЫ

    Объяснимое - это утилитарное. Оно нам требуется, когда нужно решить ограниченную задачу. Например, нам нужно руководство к пользованию стиральной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments