markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

СТАРАЯ РУКОПИСЬ: ЧЕЛОВЕК ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ продолжение-22

8. Предсказуемое - ненадежно, надежное - непредсказуемо.

Общество с неизбежностью насилует природу личности, потому что само явилось продуктом насилия человека над собой. И как ни переустраивай общество, человек остается неизменен, а с ним остается неизменной и сущность видоизменившегося общества.
Переустройство общества - судя по известной нам истории часто видоизменяющихся человеческих коллективов, - дело не только легко осуществимое, но и мало перспективное. Поэтому хрестоматийное крыловское резюме - "как ни садитесь, все ж в музыканты не годитесь", не смотря на свою патриархальную простоватость, так и не утратило своей животрепещущей актуальности. А раз так, то и изменению подлежат "музыканты", а не общественное устройство.
Музыканты, взявшиеся играть на инструменте мироздания, полагают, что сумеют разобраться в его партитуре до самой последней ноты, развинтить его до малейших винтиков, и оно станет для них понятным, то есть прогнозируемым, предсказуемым, управляемым. И с этой предсказуемостью они связывают надежность своей игры на этом не ими и не по их разумению созданном инструменте. Таким образом надежность и предсказуемость ставится ими в прямопропорциональную зависимость друг от друга. И, кажется, это справедливое требование, предъявляемое инструментам, механизмам, искусственным системам.
Отвертка и самолет должны быть предсказуемыми, тогда они надежны. Но отвертка срывается со шлица и ранит руку, а самолет отказывает и гибнут люди. Наиболее распространенное объяснение этому - человек не все предусмотрел. Но, скорее всего, человек и не может всего предусмотреть. Не может предусмотреть потому, что под любой материал, который он испульзует, им берется материя, наделенная пусть и мизерной, но не подвластной человеку свободой. И она мстит ему за покушение на свою свободу.
Человек использует в качестве материала для создания искусственных систем (инструментов, устройств, организаций) материю, взятую им из антиномичной системы. Он возводит из нее противоречащую ее и своей собственной природе систему, которую стремится максимально, насколько это возможно, сделать предсказуемой, а значит лишить свободы, подчинить. Он берет камень и, обтесав его, лишает свободы формы. Он берет дерево и, лишив его роста, распускает его ствол на стандартные доски. Он берет семью и, лишая ее естественной тяги к самодостаточности и автономности, строит из нее род, общину, племя, полис, государство. Всему, чем пользуется человек, он пытается придать несвободу, забрав их свободу себе. И в этом он напарывается на самое неразрешимое противоречие - отбирая чужую свободу, он сам становится еще несвободней.
Максимально возможная в данном нам мире вариативность поведения, свойственная завершившему эволюцию человеку, основана на максимальной сочетаемости детерминированности и свободы. Свобода человека не в абсолютной свободе, в принципе недостижимой в нашем относительном мире, а несчастье - не в абсолютном детерминизме, тоже, в свою очередь, недостижимом. Свобода человека в ее высокой сочетаемости с детерминизмом. То есть в антиномичности.
Человек, связывающий высокую надежность с высокой предсказуемостью (вероятностью) какой бы то ни было системы, то есть с максимальной детерминированностью, сам является наименее детерминированной низковероятностной системой. Там где высокая предсказуемость: в мире атомов, молекул, космоса, - человек добивается воодушевляющих его результатов. Но человек впадает в отчаяние, имея дело с самим собой.
Человек путает высокую надежность той или иной системы с высокой надежностью предсказуемых им результатов собственных действий. Человеческое сообщество - низковероятностная система, приводящая в отчаяние самого человека, хоть и не поддается высокой степени предсказуемости, но, как показала многовековая история, обладает высокой степенью выживаемости, то есть надежности. Человечество не только не было стерто с лица земли другими высоковероятностными относительно человека формами материи - космосом, климатом, фауной и флорой, но во многом стало управлять ими. Высоковероятностные же (предсказуемые) системы, по ошибочным представлениям человека обладающие высокой надежностью, на самом деле таковой не обладают, а наоборот, подверглись значительной эрозии в результате стремящейся к предсказуемости деятельности человека.
Да, человек еще не научился, как уничтожить весь материальный мир, весь космос, а только собственную планету, но история человечества еще не завершена.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments