markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

СТАРАЯ РУКОПИСЬ: ЧЕЛОВЕК ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ продолжение-21

Говорят, разбитую чашку склеить нельзя. Поэтому, чтобы разбитое снова стало целым и невредимым, требуется чудо. А для чуда недостаточно трезвого практицизма и разумных оправданных усилий. Никакие системные подходы не разрешат этой задачи. Здесь необходим сверхсистемный подход, который не надо искать, чтобы найти. По крайней мере, не надо искать его вне себя.
Чтобы вернуть полноту, надо представлять себе, что это такое.
Общество не представляет. Оно никогда не жило в раю и потому имеет о нем весьма отдаленное представление. Сколько бы мы ни пытались приспособить общество к раю, у нас ничего не выйдет. Поэтому пытаться усовершенствовать человека путем переустройства общества бесполезно.
Зато человек в раю жил и мы можем отыскать воспоминание об этом в себе. И если найдем, то, глядишь, и рай на земле сделается сам собой. Поэтому и сказано, "сам спасись и вокруг тебя спасутся".
У общества отсутствует мерило всех вещей. Оно есть у человека. Ровно настолько, насколько Господь Бог воздерживается от появления в нашей относительности в чистом виде, то есть в Своей абсолютности, за вычетом некоторых исключительных случаев, как, например, в эпизоде Преображения, а, наоборот, показывается человеку в адаптированном для него - человека - виде, например, в виде Купины Неопалимой, Голубя или Богочеловека, настолько же всем этим Он настаивает не на Себе, как на мериле всех вещей, а на адаптированности ориентиров, которыми должен руководствоваться человек в своей деятельности, - на образе и подобии Божьем в человеке.
Другое дело, что по природе человека в его распоряжении находятся еще и средства, никакого отношения к Богоподобию не имеющие. Поэтому и мерилом всех вещей сам человек в целом быть не может. Но в самом человеке, поскольку "он не для того был создан и не для того был призван" есть еще и то, для чего он "был создан и призван". Это-то и есть ориентир.
Потому не столько противление злу насилием над другими чревато непоправимыми последствиями - что вторично, сколько противление злу насилием человека над собой, над этим самым ориентиром в себе.
Непротивление злу насилием над собой не значит, что человек не должен совершать никаких усилий, ведь не все в человеке этот ориентир. Есть в нем и то, что подлежит усовершенствованию. Но как разобраться, что подлежит, а что - не подлежит. Когда нет мерила, когда не ясно, где следует остановиться, тогда усилие способно переходить в насилие. Самоусовершенствование в самопринуждение. А уж принудив себя, больше нет никаких препятствий для принуждения других, принуждения природы, принуждения Божьего мира.
Поэтому продукт человеческой деятельности - созданное человеком общество, опирающееся на любые внешние по отношению к человеку ценности, - враждебно самому человеку.
Природа личности не совпадает с системными представлениями общества, поскольку личность была сотворена в раю, а общество - вне рая. Природа личности антиномична, ей свойственна сочетаемость, тогда как системные представления общества противоречивы и им свойственно разграничение.
Человек - продукт этой антиномичности, воплощение единства противоположностей, сочетаемости, а не противоречивости и разграничений. Можно себе представить, что было бы с человеком, если б он, имея две руки и две ноги, не умел пользоваться ими одновременно, а только либо одной, либо другой, - в раздельном режиме. Если бы из двух его систем кровообращения, пока одна работала бы - другая отключалась. Один глаз отказывал, пока видел второй. Если бы человек был не гибкой, а дубовой противоречивой системой, какой является система его представлений. Потому что система его представлений навязывается ему обществом.
Здравомыслящему человеку - продукту и воспитаннику общества, кажется, что системные представления только и могут быть противоречивыми. Но сам носитель этих представлений - человек - является представителем антиномичной, а не противоречивой системы.
Непротивление злу насилием легко прочитывается обществом либо как непротивление злу насилием над другими, либо как непротивление злу насилием над собой, понимаемым им только как полное потворство личности собственным прихотям. Поэтому для общества они не сочетаемы в одномоментности.
Неумение сочетать их и подвело системно мыслящего человека. Будучи сотворен антиномичным, он поставил себя перед необходимостью обитать в противоречивом им самим сотворенном мире, где он сам себя подвергает истязаниям, поскольку по своей природе инороден ему. Поэтому все вместе мы составляем сообщество, по отношению к которому каждый из нас в отдельности - инородец. И вот, в результате, все мы по отдельности инородцы в человеческом мире.
Subscribe

  • ПРОЩАЙ, СИЗИФ!

    Всегда происходит одно и то же. В результате всеобщей многообразной деятельности формируется все более дифференцированный, все более…

  • ВСЯ СЛОЖНОСТЬ МИРА В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

    считается, что цель эволюции – живучесть. похоже, это не совсем так. биомасса сама по себе изначальна довольно живуча и вообще нет никаких…

  • СПОСОБЫ ЖИЗНИ

    25/9/2012 16:49 - soe_soe - Приятель прислал. "И тогда вот вся моя семейка начинает капать мне на мозги с интереснейшей формулировкой: -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments