markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

СТАРАЯ РУКОПИСЬ: ЧЕЛОВЕК ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ продолжение-12

4. Конец эпохи здравомыслия.

Два великих здравомыслящих "системщика" подытожили системные заблуждения гигантского отрезка времени - чуть ли ни с сотворения мира. И эпоха здравомыслия на этом закончилась.
Ведь что такое, собственно, здравомыслие? Это требование высокой степени предсказуемости. Это требование последовательности, причинно-следственности. Это отражение тех системных представлений, которые обеспечили научно-технический прогресс голому и босому дикарю, очутившемуся среди нетронутой культурной деятельностью агрессивной природы, наполненной хищниками и стихийными бедствиями.
К концу жизни двух великих русских писателей такого мира практически уже не существовало. За ним разнообразные миклухо-маклаи ездили в далекую Полинезию или в дебри Амазонки.
Здравомыслие, как всякая систематическая деятельность, разбилась о противоречивость собственной природы. Его результатом стали такие достижения, которые не укладываются ни в какое здравомыслие. Если здравомыслящему дикарю приходилось бороться за личную выживаемость, то его здравомыслящему потомству приходится бороться с искушением уничтожить самое себя. Те мелкие допущения, которые представлялись позволительными в самом начале систематизации, теперь суммировались в качественно новые, принципиальные погрешности.
Древнего дикаря, как ему, должно быть, казалось, обреченного на голодную и холодную смерть, настолько поразила результативность его первичных систематизированных им навыков, что им овладело устойчивое искушение всю свою деятельность и самого себя ввести в системные рамки. То есть кардинальным образом повысить предсказуемость не только окружающей среды, что еще куда ни шло, но, что уже гораздо хуже, и себя самого.
Ведь человек выделился из животного, да и всего остального мира в силу недетерминированности поведения, способности к гораздо большему количеству нестандартных решений, то есть гораздо меньшей (принципиально меньшей) по отношению к остальным видам жизни предсказуемости. А это значит, что уже самой эволюцией задано свойственное высокоорганизованному существу стремление к понижению своей предсказуемости.
Итак, когда-то человек попер против собственной природы. Выделившись из животного мира - из мира относительной в сравнении с человеком предсказуемости, он посчитал благом для себя приложить дарованные ему сверхспособности, чтоб вернуться обратно, назад, но не в рай спонтанного существования, откуда он был извергнут как раз именно этой своей добровольной редукцией, а в ад животного существования, откуда он был когда-то заботливо выведен эволюцией.
Однажды человек осознал себя в конце эволюции. И мир, в котором он себя осознал, был воспринят им как данность. Он обнаружил себя в относительно враждебной ему среде, где им постоянно владел страх за свою личную жизнь. Страх этот был не лишен оснований. Но страх этот был преувеличен. Им диктовалось бессознательное убеждение (коллективное бессознательное), что если не прибегнуть к организованным действиям, то не то что один или несколько человек могут преждевременно погибнуть, но что погибнет и вся популяция, что совсем не увязывалось с самой эволюцией, с тем фактом, что популяция вообще существовала.
Ведь если бы человек возник на планете, напоминающей бильярдный шар, никакая организованная деятельность не спасла бы ни человека, ни популяции. Но та самая агрессивная для человека среда, в которой он себя осознал на раннем этапе, была совсем не столь враждебна, а даже совсем наоборот - была питательной средой, обеспечивающей выживаемость.
То есть дело было совсем не в агрессивности среды обитания, не в выживаемости. Человеческая популяция существовала, а значит выживала уже на самом раннем этапе осознания себя таковой, на том уровне организованной деятельности, который принимался ею за самый низкий или даже отсутствующий. А раз она существовала, значит ее существование уже было обеспечено. Популяция вообще бы не могла возникнуть, если б одновременно с ней и даже до ее появления не существовало системы обеспечения (то есть, собственно говоря, если б эволюция, а я бы сказал Провидение, не позаботилось о каждой популяции, в том числе, о человеке). Такая система обеспечения и есть Божья благодать, то есть когда предусмотрительно о человеке за него самого заботятся. И заботятся так, как сам он о себе позаботиться не в состоянии, когда для него и за него предусматривается то, что он сам не смог бы предусмотреть. И цивилизация как раз и есть доказательство такой его беспомощности.
Subscribe

  • СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП

    Первые опубликованные стихи у меня появились в 1987-м. Напечататься, перейти из разряда непечатных в печатные – тогда это казалось чем-то этапным.…

  • БЕСЦЕЛЬНОСТЬ СМЫСЛА

    Если бояться конечности жизни, лучше вообще в неё не ввязываться. Нашего согласия, правда, не спрашивают. Бабах, и однажды обнаруживаешь себя…

  • БОГ СТИРАЛЬНОЙ МАШИНЫ

    Объяснимое - это утилитарное. Оно нам требуется, когда нужно решить ограниченную задачу. Например, нам нужно руководство к пользованию стиральной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment