markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

СТАРАЯ РУКОПИСЬ: ЧЕЛОВЕК ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ продолжение-11

В записи бесед митрополита Антония Сурожского на вопрос -"Прокомментируйте слова святых Отцов: люби грешника, но ненавидь грех...", им дан следующий ответ:
"Если мы рассматриваем грех как несчастье, как болезнь, конечно, надо любить грешника, как любим больного и ненавидим его болезнь. Если человек заболел чем бы то ни было, мы можем ненавидеть болезнь, мы можем раздираться душой о том, что человек стал жертвой такой болезни; но его мы не можем ненавидеть, даже если он виноват. Даже если болезнь - результат его распутства, все-таки человека жалко, потому что он не для того был создан и не для того был призван".
Для Толстого такой "больной" была сама практикуемая система христианства, (что в известном смысле подтвердилось вскоре наступившим кризисом церковной жизни, временами напоминавшим летальный исход), а ее веками складывавшийся утилитаризм (противоречивость) и был ее "болезнью", с чем и не мог согласиться Лев Николаевич.
Достоевский же, справедливо опасавшийся (именно из страха перед летальным исходом) каких бы то ни было модернизаций уже существующей системы практикуемого христианства, приводящих к выхолащиванию их собственно христианского смысла, наглядным примером чему служили все те же история христианских расколов и все усиливавшееся сектанство, ради этого считал возможным любить не только "больного", но и "его болезнь". То есть любить христианство не только антиномичное, но и утилитарное (противоречивое), освящающее государственное, национальное и, наконец, религиозное насилие, что невозможно без насилия над собой для далекого от идеалистических иллюзий или расчетливой фальши человека, каким и был Достоевский.
Поэтому, если по Толстому "непротивление злу насилием" не противоречило насилию над собой (над образом и подобьем Божьим в себе), а уж через себя и над другими (над своей семьей и, как пример для подражания, над своими последователями, а там и недалеко до всего человечества), то по Достоевскому верность антиномичным христианским истинам служила оправданием надстроенного над ними утилитарного христианства, освящающего государственное и национальное насилие, принятие которого невозможно без насилия над собой, над врожденным для человека целомудрием (над тем же самым образом и подобием Божьим в себе, с помощью которого только и преодолеваются системные противоречия).
Subscribe

  • СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП

    Первые опубликованные стихи у меня появились в 1987-м. Напечататься, перейти из разряда непечатных в печатные – тогда это казалось чем-то этапным.…

  • БЕСЦЕЛЬНОСТЬ СМЫСЛА

    Если бояться конечности жизни, лучше вообще в неё не ввязываться. Нашего согласия, правда, не спрашивают. Бабах, и однажды обнаруживаешь себя…

  • БОГ СТИРАЛЬНОЙ МАШИНЫ

    Объяснимое - это утилитарное. Оно нам требуется, когда нужно решить ограниченную задачу. Например, нам нужно руководство к пользованию стиральной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments