markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

СТАРАЯ РУКОПИСЬ: ЧЕЛОВЕК ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ продолжение-10

Всякому хотя бы раз испытавшему живительную силу христианской антиномичности, драгоценна возведенная на ее основе религиозная система, какой бы утилитарной (а значит, противоречивой) она ни была. Революционные системные изменения, нацеленные на окончательное снятие противоречивости, не могут адаптировать эту антиномичность, не разрушив ее, не разобрав на "составные" части. Поэтому, когда, нарушив антиномичную целостность христианства, допустив деантиномичный перекос в "непротивлении злу насилием", то есть допустив насилие над собой (над образом и подобием Божьим в себе), революционно настроенный Толстой сделал попытку в одностороннем порядке разрешить противоречия христианской религиозной системы, тут было от чего встать волосам на голове Ф.М.Достовского дыбом, или от чего ворочаться ему в гробу.
Съездив в Англию, Толстой расплевался с научно-техническим прогрессом, с которым связывал надежды на построение в будущем непротиворечивой системы. И как последовательно статистическим писателем им была найдена новая опора для своих надежд в статистическом большинстве - в народе. Но попытки его опроститься, самому "перекреститься" из бар в народ - тачать сапоги, пахать-сеять, практиковать классовую ненависть внутри собственной семьи, предпочитавшей назло своему главе оставаться барами, - страдали той степенью экстравагантности, которая свойственна всякому неофитству, для которого, как известно, характерно желание быть бульшим католиком, чем папа римский.
Таким же неофитством заразился и Достоевский. Только если Толстой хотел быть большим крестьянином, чем самый последний крестьянин из ему же принадлежавшей деревни, что никак невозможно без насилия над собой для весьма состоятельного и всемирно известного писателя, отпрыска одной из знатнейших титулованных фамилий своего отечества, то Достоевский как раз хотел быть именно большим католиком, чем папа римский, с той только разницей, что был убежденно православным. Обнаруженные им симптомы неофитства, как и у Толстого, тоже были вызваны разочарованием (разгромом кружка петрашевцев и каторгой). И если Толстой переметнулся из одной "веры" в другую, от научно-технического прогресса к опрощению, то и Достоевский переметнулся от революционного движения к традиционализму. А уж такие "перемёты" всегда сопровождаются чрезмерностями неофитства, последующая изживаемость которого зависит от личных особенностей того, кто им страдает.
Так что ровно настолько, насколько Толстым была предпринята попытка решить проблему за счет насилия над собой, ровно настолько же и Достоевским была предпринята такая же попытка. Только если насилие над собой Толстого было продиктовано желанием любой ценой избавиться от противоречий системных подходов, то Достоевского - любой ценой принять их.
Subscribe

  • РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА ЖЕНЫ

    Пол: W   Возраст:56 1-10 A: 6 B: 5 C: 5 E: 5 F: 3 G: 5 H: 6 I: 7 L: 4 M: 5 N: 7 Q: 5 Q1: 6 Q2: 8 Q3: 7 Q4: 4…

  • ТЕСТ

    Пол: M   Возраст:58 1-10 A: 3 B: 9 C: 7 E: 6 F: 6 G: 3 H: 6 I: 6 L: 8 M: 9 N: 5 Q: 9 Q1: 5 Q2: 6 Q3: 6 Q4: 7…

  • ГРЫЗТЬ МАТРЕШКУ

    вернулся из петерберга. терпеть не могу пафосные сувенирные рестораны «а-ля-рюс». такое ощущение, что вместо еды тебе приходится грызть матрешку.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments