markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

ЭФФЕКТ «АВАТАРА»

с некоторых пор меня достает один и тот же безусловный зрительный рефлекс. кто-то скажет, это старость. и будет по-своему прав. прежде мне этот рефлекс казался само собой разумеющимся и я не обращал на него никакого внимания. но на протяжении последних двух десятков лет он у меня вызывает тягостное недоумение.
еду я, скажем, с женой в автомобиле. жена за рулем. я на пассажирском сидении. вдруг мимо мелькает какая-нибудь карамельного вида блондинка или гламурного вида брюнетка, разница небольшая. моя голова, как на шарнирах, повинуясь безусловному зрительному рефлексу, поворачивается вслед за ней прежде, чем я успеваю это осознать.
не то, чтоб жена на это обращает внимание. ей некогда, она ведет машину. просто в этом есть нечто постыдное лично для меня, человека культивирующего интеллектуальное превосходство над атавистическими глубинами собственной психики.
это заставлет меня всерьез задуматься. у меня красивая стильная жена. она работает в одном из домов высокой моды. хорошо одевается и шикарно выглядит. практически все подруги нашей дочери с восхищением говорят, что хотели бы выглядеть так же в ее возрасте. и это не простая вежливость. подавляющему большинству из них это не удастся.
вдобавок, как у многих мужчин в моем возрасте, у меня сложился некоторый послужной список блондинок и брюнеток. для меня давно уже не осталось секретов в анатомическом строении тех и других. перспектива отношений с любой из промелькнувших за окном автомобиля сексопилок заведомо не обладает потенциально никакой принципиально меняющей что-либо в уже имеющемся у меня опыте содержательностью.
так почему же я, как разрезанная и зажатая в тисках профессора павлова собака, пускаю слюну каждый раз, когда зажигается очередная сексуальная лампочка?! нечто похожее должен испытытвать человек с патологической слабостью к шоколадным конфетам, когда уже почти до тошноты объелся ими и его сейчас чуть ли ни вырвет, но ему предлалагают еще одну и он не в силах отказаться. конфеты я вспомнил не случайно, а в связи с чувством неистребимой власти обертки. ведь я реагирую на обертку, а совсем не на ее содержимое.
я понимаю, сидящие во мне древние инстинкты побуждают оплодотворить всех самок прайда. и в этом должна состоять вся причина. но я уже в пострепродуктивном возрасте и эта причина должна несколько ослабеть. не станем обсуждать здесь мою потенцию. дело в дисгармоничном соотношении инстинкта и реакции. иначе мои зрительные рефлексы не вызывали бы у меня никаких вопросов. я подозреваю, что это именно они оказались гипертрофированными.
и понял это я во время просмотра фильма «аватар». незамысловатая предсказуемая фабула: когда не удалась реинкарнация в анимированном теле раненой профессорши, я шопотом с легкостью предсказал сидящей рядом дочери, что в сражении с главным злодеем будет смертельно ранен главный герой и уж его-то инкарнация пройдет успешно. и я ничуть не горжусь своей мнимой проницательностью. уверен, что подавляющему большинству в этом случае ничего не стоит примерить на себя роль нострадамуса.
так почему же во время фильма у меня перехватывало дыхание, когда главная анимационная героиня поводит своими заостренными звериными ушками и свирепо расширяет свои желтые львиные глаза? ведь не собираются же в самом деле мои древние инстинкты оплодотворить еще и всех анимационных самок? это глупо и попросту невозможно. здесь мои зрительные рефлексы точно так же работают вхолостую, как и в случае, когда я в машине проношусь мимо приближенных к анимационной выразительности блондинок и брюнеток.
в последнее время мы объелись пышными анимационными фильмами, как шоколадными конфетами: «гарри потер», «хроники нарнии», «властелин колец», «звездные войны», – это далеко не полный список. что же нас заставляет проглотить еще одно кондитерское изделие?
утром того дня, когда мы всей семьей отправились смотреть «аватар», на своей френд-ленте я прочел изумительный в своей парадоксальности пост под названием «что чувствуют насекомые», написанный весьма компетентным на мой непофессиональный взгляд биологом, довольно хорошо известным в сети под ником ivanov_petrov, давно исключившим меня из числа взаимных френдов по причине моей гуманитарной бессодержательности. местами этот пост, ссылку на который я уже давал в своем жж, захватывает воображение не слабее «аватара», хотя заведомо потребовал гораздо меньшего приложения сил и затрат. впрочем, как замерить стоимость жизни и сил, положенных на науку, скажем, на не один десяток лет наблюдений за социальной жизнью муравьев?
среди прочего в этом посте вскользь упоминалось о длинной эволюционной цепочке насекомых, вовсе лишенных зрения, и в связи с этим о преимуществе, приобретенном теми из них, кого эволюция наделила фасеточным зрением. а дальше с большой убедительностью описывались подробности неведомого человеку секционного способа видеть окружающий мир. и когда вечером того же дня я посмотерл «аватар», меня пробило. я понял, в чем причина успеха всех анимационных фильмов со всеми их плоскими предсказумыми сюжетами, почему мы послушно жрем одну шоколадную конфету за другой.
само по себе возникновение зрения в цепочке эволюционировавших организмов, чьим на сегодняшний день заключительным звеном являемся мы с вами, было равносильно взрыву атомной бомбы. процесс совершенствования зрения был таким длительным и так изменил восприятие приобретших его живых существ, что даже еще сегодня безусловное чувство достоверности у нас – их потомков в эволюционной цепи – сввязано в первую очередь с тем, что мы видим. хотя нам давно уже известно о существовании невидимых глазу элементарных частиц и простейших организмов. но еще и сегодня в первую очередь мы доверяем тому, что видим.
в соответствии с этим на протяжении многих и многих тысячелетий формировалась и глубоко укоренялась в наших инстинктах анимация сексуальной привлекательности, которой наделены сегодняшние карамельные блондинки и гламурные брюнетки и которая с безотказной чувствительностью вертит моей шеей. визуальный стереотип, на который реагирует мой безусловный рефлекс, и есть та самая обертка, заставляющая проглотить еще одну избыточную конфету.
это обертка усаживает нас перед экранами за просмотр всех этих блокбастеров с примитивными сюжетами, несмотря на то, что в школе в обязательном порядке мы изучаем «войну и мир» и «преступление и наказание». все эти многочисленные аниматоры, занятые изготовлением этой обертки и прводящие свою жизнь за мониторами, нащупали свою и нашу слабину. хоть мы уже и стали интеллектуальными существами, способными абстрагировать свои представления об окружающем, хоть и провозгласили «в начале было слово», они напомнили нам и себе, что еще до начала, до вербализованного слова, было зрение и его рефлексы глубже и безусловнее.
эти рефлексы и тащат нас в кинозалы. они способствуют тому, что все новые и новые технологии заставлют наст проглотить очередную конфету. они снова и снова, как профессор павлов включая лампочку, эксплуатируют неконтролируемые нами эволюционные механизмы. но и они же, в конце концов, приведут в умерщвлению их атавистической рудиментарной власти над нами.
и может быть, однажды, когда самый высокотехнологичный с эффектом полного трехмерного погружения фильм окажется коммерчески нерентабельным, это будет означать, что, наконец, мы по-настоящему стали понимать больше, чем просто видим.
Subscribe

  • ТИХОЕ РОЖДЕСТВО

    в этом году тихое рождество без ликования. все-таки рождество должно идти до нового года. надо либо рождество переносить, либо новый год. я…

  • 2012

    С еще одной риской на шкале времени!

  • поздравление и память

    всех с новым годом! не всем удалось дожить до 2011-го. поздравляю всех выживших!!!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments