markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

СТАРАЯ РУКОПИСЬ: ЧЕЛОВЕК ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ продолжение-3

"И такой взгляд на свою жизнь и свое место в мире составился у Масловой. Она была проститутка, приговоренная к каторге, и, несмотря на это, она составила себе такое мировоззрение, при котором могла одобрить себя и даже гордиться перед людьми своим положением".
То есть уживалась с самой собой, выстраивала смысл своей жизни, утешалась.
"Мировоззрение это состояло в том, что главное благо всех мужчин (некоего безликого статистического единства), всех без исключения - старых, молодых, гимназистов, генералов, образованных, необразованных (что, в свою очередь, более мелкие статистические единства), - состоит в половом общении с привлекательными женщинами, (с противоположного пола еще одним статистическим единством), и потому все мужчины, хоть и притворяются, что заняты другими делами, в сущности желают только одного этого. Она же - привлекательная женщина, (то есть в качестве именно единицы статистической единства) - может удовлетворять или же не удовлетворять это их желание, и потому она - важный и нужный человек. Вся ее прежняя и теперешняя жизнь была подтверждением этого взгляда".
"Прежняя и теперешняя жизнь" - это слом, демаркационная линия, за которую не проникают статистические соображения. Действующей психологической реальностью проститутки Катюши Масловой не покрывается вся история ее жизни. До своей личной трагедии Катюша Маслова была личным существом. Ее окружали личные обстоятельства. Она была только Катюшей Масловой. Статистические категории, (а, точнее, более узкий случай статистических - социальные), в которые ее можно было ввести, играли для нее ослабленную второстепенную роль. И превосходство этого личного существования над статистическим (социальным), его практически непреодолимая предпочтительность (невозможность противостоять собственному влечению к Нехлюдову), даже не смотря на личную катастрофу, которую эта предпочтительность спровоцировала, продолжает признаваться проституткой Катюшей Масловой, но теперь уже как нечто опасное, разваливающее защитную систему ее статистических утешений и оттого вызывая даже враждебность.
"...Чуя же, что Нехлюдов хочет вывести ее в другой мир (ввести ее в иное статистическое измерение), она противилась ему, предвидя, что в том мире, в который он привлекал ее, она должна будет потерять это свое место в жизни, дававшее ей уверенность и самоуважение. По этой же причине она отгоняла от себя и воспоминания первой юности и первых отношений с Нехлюдовым. Воспоминания эти не сходились с ее теперешним миросозерцанием и потому были совершенно вычеркнуты из ее памяти или скорее где-то хранились в ее памяти нетронутыми, но были так заперты, замазаны, как пчелы замазывают гнезда клочней (червей), которые могут погубить всю пчелиную работу, чтобы к ним не было никакого доступа. И потому теперешний Нехлюдов был для нее не тот человек, которого когда-то она любила чистой любовью, а только богатый господин, которым можно и должно воспользоваться и с которым могли быть только такие отношения, как и со всеми мужчинами (то есть был не личным Нехлюдовым, а единицей статистического единства)".
Вся эта психологическая схема Катюши Масловой морфологически четко совпадает с психологической драмой самого человечества, включая предание о грехопадении.
Subscribe

  • СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП

    Первые опубликованные стихи у меня появились в 1987-м. Напечататься, перейти из разряда непечатных в печатные – тогда это казалось чем-то этапным.…

  • БЕСЦЕЛЬНОСТЬ СМЫСЛА

    Если бояться конечности жизни, лучше вообще в неё не ввязываться. Нашего согласия, правда, не спрашивают. Бабах, и однажды обнаруживаешь себя…

  • БОГ СТИРАЛЬНОЙ МАШИНЫ

    Объяснимое - это утилитарное. Оно нам требуется, когда нужно решить ограниченную задачу. Например, нам нужно руководство к пользованию стиральной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments