markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

СТАРАЯ РУКОПИСЬ: ЧЕЛОВЕК ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ продолжение-2

1. Человечество в образе проститутки Катюши Масловой.

Человек уживается с самим собой. Это и есть смысл его жизни. Удастся ли ему, в конце концов, или нет примириться с собой как с неизбежной данностью - вот главный итог всех его многообразных жизненных усилий. И не просветление, а утешение - наиболее распространенный и желаемый им результат. Статистически подкрепленное утешение - вот что ему требуется, вот что для него убедительно, доказательно, а потому доступно. Относительным количеством заработанного, потраченного, съеденного, выпитого, трахнутого, виденного и присвоенного он поддерживает свое психическое равновесие. Статистическими оправданиями оправдывает свою более или менее удавшуюся жизнь.

Утешительная сила статистических категорий практически универсальна. Она срабатывает там, где, казалось, уже никакое утешение невозможно. У такого "статистического" писателя, как Л.Н.Толстой, обреченного на применение аналитических обобщений, крайний - гипертрофированный по отношению к обыденному сознанию - способ проявления статистического утешения с предопределенностью воспроизводится в феномене самоощущения проститутки Катюши Масловой.
"Преимущественно удивляло ... то, что Маслова ... не стыдилась своего положения ... проститутки, - но как будто даже была довольна, почти гордилась им. А между тем это и не могло быть иначе. И потому, каково бы ни было положение человека, он непременно составит себе такой взгляд на людскую жизнь вообще, при котором его деятельность будет казаться ему важною и хорошею".
"Составления себе ... взгляда на людскую жизнь вообще" - это и есть включение механизма аналитического отстранения.
"Обыкновенно думают, что вор, убийца, шпион, проститутка, признавая свою профессию дурной, должны стыдится ее. Происходит же совершенно обратное. Люди, судьбою и своими грехами-ошибками поставленные в известное положение, как бы оно ни было неправильно, составляют себе такой взгляд на жизнь вообще, при котором их положение представляется им хорошим и уважительным. Для поддержания такого взгляда люди инстинктивно держатся того круга людей, в котором признается составленное ими о жизни и о своем в ней месте понятие".
Все здесь испещрено статистическими категориями. "Вор", "убийца", "шпион", "проститутка", - все это обезличные статистические единицы. "Составление себе такого взгляда на жизнь вообще, при котором их положение представляется им хорошим и уважительным", - приведение в действие механизма статистического утешения. А "инстинктивное держание того круга людей, в котором признается составленное ими о жизни и о своем в ней месте понятие", - статистическими соображениями диктуемое поведение.
Толстой настаивает на статистическом смысле подобных психологических трансформаций.
"Нас это удивляет, когда дело касается воров, хвастающих своей ловкостью, проституток - своим развратом, убийц - своей жестокостью. Но удивляет это нас только потому, что кружок-атмосфера этих людей ограничена и, главное, что мы находимся вне ее».
В современном нам мире это нас удивляет гораздо меньше, потому что "кружок-атмосфера", то есть статистическая категория подобного рода людей "расползлась", сделалась еще менее четко очерченной, чем прежде, и все мы более или менее вовлечены в их деятельность. И случилось это прежде всего потому, что совокупным усилием всего современного Толстому общественного сознания была размыта грань между той статистической категорией, речь о которой шла выше, и другой, о которой Толстой пишет дальше.
"Но разве не то же явление происходит среди богачей, хвастающихся своим богатством, то есть грабительством, военноначальников, хвастающихся своими победами, то есть убийством, властителей, хвастающихся своим могуществом, то есть насильничеством? Мы не видим в этих людях извращения понятия о жизни, о добре и зле для оправдания своего положения только потому, что круг людей с такими извращенными понятиями больше и мы сами принадлежим ему".
Выводимый здесь Толстым смысл сосредотачивается не на простом количестве, которым представлена некая категория лиц, а на относительном к общему (к обществу) количестве. Относительное количество - это и есть статистическое измерение. И чем выше статистическая представительность некой категории, тем убедительней она в качестве средства самоутешения. Когда же статистическая категория является в обществе доминирующей, она воспринимается как норма.
Subscribe

  • СУЩЕСТВОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО

    Существующее не требует понимания. Оно существует независимо от того, понимаете вы это или нет. Понимаю это я или нет. Никакие критерии не обеспечат…

  • ГЛУПЕЕ БАНДЮКОВ

    Не нужно никаких критериев для определения существующего. Если вы можете не считаться с тем, что я считаю существующим, не считайтесь. Если оно само,…

  • ЗНАТЬ И СУЩЕСТВОВАТЬ

    Нет никакой проблемы определить существующее более или менее достоверное. Но знать его досконально - вот непреодолимая задача. Знать и существовать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments