markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

СТАРАЯ РУКОПИСЬ: ЧЕЛОВЕК ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ начало

Вступление: НЕФОРМАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ.

Чем неформальная отличается от формальной? Вроде бы формальную мы только что прошли. Она мучила нас своей определенностью. Ее жесткие ограничения с успехом заменяли нам всем скопом стены тесного тюремного коридора.
Неудивительно, что мы мечтали о тотальной деидеологизации, и мы ее получили. Теперь и она мучает нас не меньше, чем предшествовавшая ей тотальная идеологизация.
А ведь все переменилось. Осталась одна тотальность наших представлений. Не следует ли из этого сам собой напрашивающийся вывод, что именно эта тотальность и мучает нас, а не сама по себе идеологизация или деидеологизация.
Тотальность - формальная сторона дела. И эта сторона дела держит нас всех в плену. Все мы - все человечество в целом - предоставляем собой сообщество неисправимых формалистов.
Каждый из нас выдвигает ко всем другим и к себе самому требование последовательности. Вот почему если уж идеологизация, то последовательная, то есть тотальная. А деидеологизация - тоже последовательная и тоже тотальная.
Однако сам по себе человек не тотален, то есть непоследователен, и не потому, что не может выдержать некоторую последовательность, а потому что выдерживаемая им последовательность - это еще не вся последовательность этого мира. Тотальная последовательность в принципе невозможна оттого, что выдерживаемая человеком последовательность - это только частный случай окружающего человека многообразия. И частным случаем невозможно подменить целое.
Последовательность - это простейший способ осмысления окружающей действительности. Поэтому она наиболее легко усвояема и мы по привычке изо всех сил придерживаемся ее. Поэтому-то и тоталитаризм так неистребим и живуч.
Но будучи сам более, чем последователен, человек неизбежно разрушает одни сложившиеся уже тоталитарные формы, подменяя их другими тоже тоталитарными формами, так же разрушаемыми и подменяемыми им впоследствии.
На протяжении известной и неизвестной нам истории предпринимались попытки вырваться из этого заколдованного круга. И тогда центр внимания переносился не на саму по себе идеологизацию или деидеологизацию общества, а на способ распространения того или другого.
Subscribe

  • СУЩЕСТВОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО

    Существующее не требует понимания. Оно существует независимо от того, понимаете вы это или нет. Понимаю это я или нет. Никакие критерии не обеспечат…

  • ГЛУПЕЕ БАНДЮКОВ

    Не нужно никаких критериев для определения существующего. Если вы можете не считаться с тем, что я считаю существующим, не считайтесь. Если оно само,…

  • ЗНАТЬ И СУЩЕСТВОВАТЬ

    Нет никакой проблемы определить существующее более или менее достоверное. Но знать его досконально - вот непреодолимая задача. Знать и существовать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments