markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

Category:

ПОСЛЕ КВЕНТИНА МЕЙЯСУ (часть 1)

1.

МЫСЛИМЫЙ АХИЛЛЕС

Практически в самом начале своего эссе «После конечности» Квентин Мейясу интерпретирует примечательное высказывание Гегеля:

«…мы не можем «зайти сзади», чтобы «застигнуть врасплох» объект и узнать, каков он есть в себе: это означает, что мы не можем знать ничего, что было бы вне нашего отношения к миру».

На самом деле следовало бы сказать, что мы не способны представить себе мир, который сам постоянно заходит сзади нас и застает нас врасплох. Мы не можем представить себе действия, происходящего вне нашего целеполагания, вне нашей компетенции. И даже не столько самого действия, сколько продуктивности такого действия.

Мы считаем продуктивными только такие действия, которые осуществляются по нашему плану и достигают прогнозируемых нами результатов. Но при этом мы совершенно упускаем из виду, что сами являемся продуктом не своих действий и сами осуществились не по своему плану. Однако, возникновение нас самих – едва ли не самое продуктивное из того, что случилось с нами.

Наше восприятие попадает в ловушку, иллюстрируемую зеноновской апорией: Ахиллес не может обогнать ползущую впереди черепаху, потому что каждый сегмент движения Ахиллеса не может выйти за пределы того, что отслеживается нами. Но всё, что нас окружает, и мы сами сплошь и рядом выходим за пределы того, что мы отслеживаем. И потому в действительности Ахиллесу ничего не стоит обогнать черепаху.

Ахиллес обгоняет черепаху не потому, что отслеживает каждое своё действие, и уж совсем не потому, что мы отслеживаем каждое его действие, а потому что способен обогнать её. Он просто родился с заложенной в нём способностью двигаться быстрее черепахи. Своим отслеживанием мы можем только мешать Ахиллесу. Мы сами и весь окружающий нас мир не предназначен для того, чтобы целиком и полностью нами отслеживаться, вписываться в наши представления, ограничиваться нами, быть нами управляемым.

Мыслимое всегда ограничивается известным. Никто не способен мыслить неизвестное. Но невозможно всерьёз претендовать на контроль, игнорируя неизвестное. И невозможно принимать неизвестное в расчёт. Оно просто не просчитывается. Ахиллес обгоняет черепаху не потому, что мыслится нами, а благодаря тому, что по не зависящим от нашего мышления причинам реально быстрее черепахи. Реальность – это всегда возвращение наших локализованных представлений во взаимосвязь с неизвестным через неконтролируемое действие.

Пока люди представляли себе полет как взмах крыльев, у них не получалось взлететь. Какие бы точные измерения птиц и их крыльев они ни делали, изящные махолёты так никогда и не полетели. И только когда были построены двигатели, не имевшие ничего общего с нашими представлениями о полёте, когда создаваемую с их помощью тягу увязали с только ещё формирующимися представлениями об аэродинамике, мы получили неуклюжую тяжёлую летающую машину с растопыренными неподвижными крыльями.

К открытию всегда ведёт неконтролируемое действие. Менделеев уснул и увидел во сне свою таблицу. Мы не можем отследить, как происходит открытие. Если его отслеживать, оно никогда не случится, подобно тому, как в зеноновской апории Ахиллес никогда не обгонит черепаху. В этом проблема интерпретаций реальности исключительно средствами, которыми мы оперируем. В них отсутствует то, чем мы не способны оперировать. Тогда как в реальности его куда больше того, что нам доступно.

Это ставит под удар любую репутацию. Жизнь ни только не подчиняется нашим интерпретациям, но и успешно сопротивляется им. С расширением доступного, неконтролируемое нами ни только не исчезает, но его разрушительная сила возрастает прямо пропорционально мобилизации наших усилий отслеживать происходящее. В конце концов максимальный контроль всегда влечёт за собой максимальную потерю контроля.

Переживший национальную катастрофу максимального контроля национал-социалист Мартин Хайдеггер пытался найти решение этой проблемы через легитимное. Такое легитимное он нашел в языке, который, вроде бы, очевидно предназначен для контролируемых нами манипуляций.

Но максимальный контроль не обеспечивает абсолютного контроля. В этом ограниченность всех тоталитарных режимов, не позволяющих мыслимому Ахиллесу обогнать черепаху. На всякое достижение накладывается идеологическая матрица. Ахиллес может быть славным бегуном. Он может далеко убежать, но не может победить. В режиме отслеживания черепаха всегда впереди Ахиллеса.

Это предопределяет саморазрушение тоталитарных систем. В реальности Ахиллес так или иначе ускользает от отслеживания и обгоняет черепаху, и режим максимального контроля начинает сыпаться, как карточный домик.

Контролировать – это автоматически означает стремиться отслеживать, сознавать, ставить осмысление впереди любых происходящих процессов. Не стоит обманываться призывами Хайдеггера «вслушиваться в шёпот бытия». Хайдеггер не оставляет самому бытию никакой самостоятельной роли. Забота, забегание вперёд, проецирование – всё это аспекты контроля. Это отслеживание бега Ахиллеса, когда цель предшествует действию и оправдывает средства.

Контроль всегда стремится к максимальному расширению, ему тесно всё, что ограничивает его, в том числе легитимное. Разнонаправленность контролируемого и легитимного – это то, с чем мы сталкиваемся сегодня в актуальной политике и что вызывает у нынешних интеллектуалов ничуть не меньший пессимизм, чем послевоенный пессимизм Теодора Адорно.

Мы не видим для себя продуктивности вне контроля, а стремление к максимальному контролю обманывает наши ожидания и приводит к разрушительному коллапсу, исключающему саму возможность какой-либо продуктивности. Очевидно, что в этой привязке продуктивности к контролю что-то не так. Её следует разорвать, позволить Ахиллесу обогнать черепаху, не ставить продуктивность в зависимость от контроля.

(продолжение следует)

часть 2: https://markshat.livejournal.com/339663.html

часть 3: https://markshat.livejournal.com/339963.html

часть 4: https://markshat.livejournal.com/340046.html

часть 5: https://markshat.livejournal.com/340291.html

часть 6: https://markshat.livejournal.com/340702.html

часть 7: https://markshat.livejournal.com/340918.html

часть 8: https://markshat.livejournal.com/341444.html

часть 9: https://markshat.livejournal.com/341699.html

часть 10: https://markshat.livejournal.com/342000.html

часть 11: https://markshat.livejournal.com/342192.html

часть 12: https://markshat.livejournal.com/342422.html

часть 13: https://markshat.livejournal.com/342533.html

часть 14: https://markshat.livejournal.com/385198.html
Tags: #quentin_meillassoux, #Квентин_Мейясу
Subscribe

  • СУЩЕСТВОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО

    Существующее не требует понимания. Оно существует независимо от того, понимаете вы это или нет. Понимаю это я или нет. Никакие критерии не обеспечат…

  • ГЛУПЕЕ БАНДЮКОВ

    Не нужно никаких критериев для определения существующего. Если вы можете не считаться с тем, что я считаю существующим, не считайтесь. Если оно само,…

  • ЗНАТЬ И СУЩЕСТВОВАТЬ

    Нет никакой проблемы определить существующее более или менее достоверное. Но знать его досконально - вот непреодолимая задача. Знать и существовать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments