markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

Category:

БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ


Если б мы ограничивались простым пребыванием в непрерывно меняющейся реальности, подобно неодушевлённым объектам, то никакие следы нашего воздействия на окружающее и воздействия окружающего на нас не выделялись бы нами из этой непрерывности. Именно потому, что мы сознаём себя самими собой, мы наделены не только восприятием, но и сознанием.

Восприятием наделены и неодушевлённые объекты. Они тоже оставляют друг на друге следы своего воздействия. И только живые существа задаются вопросом: «Кто или что воздействует и на кого или на что воздействует?». Сам по себе это вопрос представляет собой структуру причинно-следственной связи. И потому всё вычленяемое нами из непрерывной изменчивости имеет структуру причинно-следственной связи. Даже если мы не знаем причины, то отсутствие причины само по себе становится причиной.

Но далеко не всё, что мы воспринимаем, мы вычленяем из непрерывной изменчивости. Далеко не все следы воздействия на нас сознаются нами. Наши клетки делятся, но мы этого не сознаём, пока у нас не обнаруживается рак. Но и тогда мы только осознаём, что что-то не так с делением наших клеток. Но сами наши клетки продолжают делиться без участия нашего сознания. Вмешательство нашего сознания всегда носит локальный характер.

Из непрерывной изменчивости нами вычленяется только то, что поддаётся локализации. Мы просто не в состоянии отследить непрерывное деление всех наших клеток во всём объёме их взаимодействия друг с другом и со всем, что их окружает. Чтобы что-то из непрерывно оказывающего влияние на наше восприятие стало воспринятым, и отложилось в нашем сознании, оно должно быть локализованным. И локализовать его мы можем столько с помощью включения его в структуру причинно-следственной связи.

Так возникают наши представления. Зеленеет – это трава. Слепит – это солнце. От этих обобщённых прчинно-следственных связей мы переходим ко всё более детализированным. Зеленеет не сама трава, а хлорофилл. Слепит не только солнце, а отраженный переливами волны луч света. Из всех этих детализированных причинно-следственных связей складываются наши представления, наша картина жизни, которая представляет собой образ реальности, а не всю детализированную до последней детали, последнего атома или кварка кварка реальность. Совсем как географическая карта, которая является образом местности, а не самой местностью.

Все эти установленные нами детализированные причинно-следственные связи являются материалом для абстрагирования, идеализации и прочего – различения, обобщения, уподобления, отождествления и т.д. Но без расчленения непрерывной изменчивости с помощью установления нами причинно-следственных связей ничего этого не было бы. Всё это, что мы мыслим, воображаем, сознаём, состоит из этих детализированных причинно-следственных связей. Мы ничего из этого не могли бы делать, если б непрерывная изменчивость не была бы нами расчленена и локализирована с их помощью.

Вера уходит своими корнями в бессознательное. Это бессознательное изначально, а не вера. Эволюция (процессуальность реальности) произвела нас, когда ещё не было никакого нашего сознания. И осознание того факта, что мы не сами себя произвели и обеспечили всем необходимым для дальнейшего выживания, питает нашу веру. В бессознательности имели место целесообразные процессы, которые обеспечили эволюцию и возникновение нас самих. И сами мы, несмотря на намного позднее возникшее у нас сознание, всё ещё способны совершенно бессознательно поступать вполне целесообразно. Выронили из рук предмет и тут же его поймали, даже не успев ещё об этом подумать и поставить себе цель его поймать.

Мало того, как всё больше становится очевидным для нейробиологов, наша способность сознавать никак не влияет на наши действия. Мы действуем не в соответствии с сознаваемой нами целесообразностью, а в соответствии с той бессознательной целесообразностью, которая привела когда-то к нашему возникновению и продолжает свою работу. Вот что нас поражает до глубины души и с чем глубоко первопричинным связана наша вера. Но причина не в нашей вере. Наша вера – это следствие лежащей в глубинах бессознательной целесообразности причины. Не было бы этой бессознательной целесообразности, и верить было бы не во что.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • УБЫТОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

    В Советском Союзе имел место дефицит производства продуктов широко потребления. Но это не всегда значило, что чего-то не производилось или…

  • ДЕМОТИВАТОР

    Трудно заставить себя голосовать хрен знает за кого. Причём и в партии власти, и в оппозиции, как системной, так и несистемной. Демократия хороша в…

  • «МЫСЛЬ ИЗРЕЧЁННАЯ ЕСТЬ ЛОЖЬ»

    Мысль - это фокусировка на чем-то, концентрация внимания. Размышление происходит на основе этой фокусировки. Слова - это всего лишь способ что-то из…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments