markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

Category:

КАРТА И МЕСТНОСТЬ


Сознание прерывисто по отношению к непрерывно меняющейся реальности. И мы сами совершенно реальные существа. Мы всем своим существом встроены в непрерывно меняющуюся реальность и непрерывно меняемся вместе с ней. Мы непосредственно всем своим существом воспринимаем реальность окружающего нас мира и реальность нас самих. Мы непрерывно воспринимаем.

Но не всё, из того, что мы воспринимаем, мы сознаём. В нас самих и вокруг нас протекает бесконечное множество процессов, которые влияют на нас, воспринимаются нашим организмом, но нами не сознаются. Т.е. многое из того, что мы воспринимаем, остаётся не воспринятым, не становится нашим сознанием. Не всё, что мы воспринимаем, мы сознаём. А что-то из происходящего, мы вообще не воспринимаем и не сознаём.

Вы можете быть неграмотны или немы, но нечто, из воспринимающегося вами, ваш организм усваивает (запоминает). Это и есть воспринятое. И оно всегда отличается от воспринимающегося. Потому что ваше восприятие никогда не отражает воспринимающееся исчерпывающе. А из того, что вы воспринимаете, не всё становится воспринятым. Воспринятое - это то, что вы запоминаете в виде устойчивых реакций, в том числе устойчивых визуальных образов, если вы не слепы. Но даже если вы слепы, у вас возникают пространственные образы (направо, налево, назад, вперёд, вниз, вверх и т.д.).

Из этого всего наше сознание выстраивает некое представление о том, что нами воспринимается, т.е. о реальности. Это никогда не тождественное самой реальности представление. Потому что наше восприятие никогда не воспринимает всей реальности и никогда всё, из воспринимающегося нами, не становится нашим воспринятым, т.е. сознающимся нами, нашим сознанием. Такое представление – это и есть первичное описание реальности. Не описание с помощью знаков или искусно выполненных картин, а с помощью первичных устойчивых реакций и визуальных образов.

Но если вы не немы и не слепы, а такова большая часть человечества, в процессе социокультурной эволюции, на базе воспринятых вами устойчивых реакций и образов, у вас складывается символическая система, с помощью которой вы описываете реальность уже с привлечением материальных средств. Из чего возникает письменность, а потом специфические распространённые области её применения – религия, культура, искусство, наука. Всё это области описания реальности с помощью реальных артефактов – букв, картин, формул и т.д.

Поэтому нам никогда не следует забывать, какими бы реальными не были артефакты, с помощью которых мы описываем реальность, они не тождественны самой реальности. Описание не тождественно описываемому, как воспринятое не тождественно воспринимаемому. Воспринятое (сознающееся нами) и воспринимаемое (реально существующее) находятся в отношениях карты и местности. Об этом писал ещё Альфред Коржибский.

Наше сознание – это карта реальности. Не сама реальность, а её разветвленный и распространённый, весьма детализированный образ, составленный из всевозможных аспектов воспринятого нами. Наше сознание реально, но не является всей реальностью. Как карта, которая представляет собой вполне реальный предмет, который сам по себе не только не является всей реальностью, но даже всей реальностью той местности, которую отражает. При этом, разумеется, у каждого немного своя карта реальности. В чем-то эти индивидуальные карты совпадают, в чём-то расходятся.

Но карта и местность меняются по-разному. Местность находится в состоянии непрерывной изменчивости. А карта – нет. Карта меняется эпизодически, когда устаревает её имеющаяся версия. Так и сознание меняется не непрерывно, а рывками, когда мы обнаруживаем расхождение своего воспринятого с воспринимающимся, своего сознания и реальности. Наше сознание далеко не всегда обнаруживает своё несоответствие реальности. И происходит это благодаря бесчисленным бессознательным механизмам, встроенным в наш организм. Мы довольно хорошо обеспечены эволюцией на 50, 60, а то и 70 лет устойчивой жизни, которая поддерживается нашим организмом без привлечения нашего сознания. Сердце бьётся, кровь бежит по сосудам, клетки делятся, обмен веществ успешно осуществляется, глаза видят, вестибулярный аппарат поддерживает равновесие, механизмы социальной адаптации работают и т.д.

Но вот однажды мы додумываемся до квантовой реальности. Именно додумываемся. Мы не воспринимаем её непосредственно. Это плод нашего воображения. Мы вообразили её себе благодаря нашему крайне разветвлённому и детализированному сознанию. Она неизвестна нам вне на нашего сознания, вне описания её нами. Чтобы проверить карту на соответствие местности, мы можем поехать на местность и посмотреть, соответствует ли карта местности и не пора ли нам карту перерисовывать. Но мы не можем оказаться в квантовом мире, чтобы посмотреть, что там чему соответствует. Мы не знаем его вне нашего описания.

И потому квантовая реальность – это только наше описание, а не сама квантовая реальность. И нашему описанию квантовой реальности свойственна та же самая ограниченность, тот же самый порок, который свойственен любому нашему описанию, а так же сознанию любого из нас. Это порок контингентности. Мы не можем описать квантовой реальности, как должно описать реальность – обладающей качеством непрерывной изменчивости. Это хорошо чувствуют физики, понимая, что в этой контингентности квантовой реальности скрывается глубокий подвох. Мы описываем её прерывисто, то в виде частицы, то в виде волны, которые не можем совместить. Порок описательности квантовой реальности запечатлён принципом неопределённости Гейзенберга.

Наука, как и всё остальное, что является областью описания реальности, порождена нашим сознанием. Никакой науки вне нашего сознания нет. Звёздам не нужна наука, чтобы светить. Планетам не нужно вычисление их орбит, чтобы вращаться по своим траекториям. Свету не нужно быть частицей или волной, чтобы распространяться сквозь вселенную. Живым клеткам не нужно знание биологии, чтобы делиться. Описание не есть описываемое. Сознание не есть реальность. Наше сознание реально, но не является всей реальностью.

Единственное, чем человек намертво привязан к реальности – это его ощущение себя самим собой. Он может не уметь читать и писать, он может не знать религии, культуры или науки, он может напиться или накачаться наркотиков и утратить ясность сознания, но он не может отделать от самого себя, по крайней мере, пока жив…
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ДЕМОТИВАТОР

    Трудно заставить себя голосовать хрен знает за кого. Причём и в партии власти, и в оппозиции, как системной, так и несистемной. Демократия хороша в…

  • «МЫСЛЬ ИЗРЕЧЁННАЯ ЕСТЬ ЛОЖЬ»

    Мысль - это фокусировка на чем-то, концентрация внимания. Размышление происходит на основе этой фокусировки. Слова - это всего лишь способ что-то из…

  • ДОСОЗНАТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ВОСПРИНИМАЕМОГО

    Предположим человек «придумал», как называть одни и те же объекты или проявления реальности. Одни называют море «морем», а другие «сии». Но само…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments