markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

Я и СОЗНАНИЕ (часть шестая и последняя)



6.

Пытаться классифицировать наше Я – это проявление точно такой же некомпетентности, как и пытаться классифицировать Бога (Абсолют). Ещё метафизики писали об изоморфности Я и Абсолюта (нашей богоподобности). Когда мы видим что-то, что выше нашего постижения, мы можем это только констатировать.

Для чего вам ответ «что такое Я»? Это всё равно, что дать ответ, что такое Бог? В чём смысл такого ответа? Вы хотите исследовать Бога и положить в карман, как адаптированный портативный гаджет, который вам может пригодиться? Это неосуществимо. 

Производное не может исчерпывающе описать то, что его произвело. Прокатный лист не может описать завода, на котором он выпущен. Следы каких-то параметров производства этого завода он на себе несёт. Но это далеко от конкретики. Он не скажет вам, участвовал ли в его производстве какой-нибудь дядя Вася, каково его семейное положение, каких взглядов он придерживается. 

Наше сознание всегда сводится к управлению. Наше представление о нашей устойчивости прочно связано с сознательным управлением чем-либо, с утилитарным, с манипулируемым. И такой устойчивости вокруг нас навалом. Но вся она ограничивается использованием инструментов. Можно удовольствоваться этим занятием. Как в песне: «Нажми на кнопку, получишь результат». 

Такая устойчивость обнуляет саму себя. Непонятно, что делать после того, как кнопка нажата. Потому что её многократное нажатие и добытый ею предсказуемый результат быстро исчерпывается самим собой, попросту надоедает. Тогда как то, что не поддаётся нажатию кнопки, т.е. не поддаётся манипуляции, обеспечило самое продуктивное из того, чем мы располагаем, – нас самих.

Один из персонажей пьесы Самюэля Беккета постоянно нажимает кнопку магнитофона, прокручивая одну и ту же магнитофонную запись. Он не в силах от неё оторваться. Но она раз за разом обманывает его ожидания. Она не способна перенести его в ту реальность, которую она запечатлела. Не способна заместить собой эту реальность и приводит только к одному и тому же длящемуся унынию.

Это иллюстрация человека, не нашедшего, чем заполнить своё существование, кроме нажатия всевозможных кнопок. Не только материализованных кнопок гаджетов, но и нематериальных кнопок гештальта. Ему остаётся только перемотка и проигрывание бабины с запечатлённой на ней недостижимой, оставшейся в далёком прошлом реальностью. Это образ человека, который свёл всё к гештальту, а потом к кнопкам. И только его Я заставляет его возвращаться в прошлое.

Сознание – это не вся реальность. Сознание – это лишь отражение реальности. Всегда только её интерпретация. И не всей реальности, а только доступной нашему сознанию.

Сознание реально. Оно реально существует. Как реально существует карта. Но карта не является местностью. У карты своя феноменальность, у местности своя. Сознание – это нематериальная психологическая карта реальности.

Реальность в виде непрерывной изначальной и не знающей конца процессуальности, согласующейся со своей не до конца понятной нам феноменальностью, предшествует любому сознанию. Вот почему сознание не предшествует никаким действиям.

Мы действуем просто потому, что сформированы эволюцией со способностью и возможностью действовать. Сознание просто способствует эффективности наших действий. Но не потому, что управляет нашими действиями. А потому, что создавая картину реальности, делая для нас её более удобоваримой (понятной), понижает нашу тревожность.

Но стоит нам поверить, что сознание – это и есть реальность, как наша тревожность не только не понижается, а начинает возрастать ещё сильнее, чем у не обладающих развитым сознанием существ. Потому что мы начинаем требовать соответствия реальности сознанию. Стараемся в производное впихнуть всё то, необъятное, что произвело его. И терпим фиаско.

Объём воспринятого никогда не равен всему миру. Мы воспринимаем только некоторую часть реальности, но никогда её всю. Подавляющая часть реальности остаётся за бортом воспринятого нами. Еще меньше за бортом нами осознанного. Ещё меньше за бортом нами сознающегося.

Сознание является для нас "вещью в себе". Мы никогда не можем воссоздать картину чужого сознания с помощью своего. Вот почему чужое сознание "идентифицируются" нами "только по вторичным признакам".

"Я" другого никогда не может быть моим "Я", независимо от того, сознаём мы что-то одинаково или по-разному. Просто Я - это не ВЫ, а ВЫ - это не Я. И сознание тут не причем.

Вы можете оценивать, каков я, а я - оценивать, каковы вы. Но это не будет оценкой чьего-либо "Я". Это будет оценкой физических, биологических, социальных, индивидуальных, интеллектуальных свойств. 

Но каковы бы ни были ваши личные свойства, ваше "Я" не способно стать моим "Я", а моё "Я" - вашим.

Если вы считаете меня ничтожным существом по моим личным качествам, это не уничтожает моего "Я". И не даёт вашему "Я" никаких преимуществ. А попытки уничтожить даже самое ничтожное "Я" никогда не безопасны.

Если я считаю вас богоравным существом, ваше "Я" всё равно никогда до конца не заслоняет для меня моё "Я". И если "Я" самого ничтожного существа долго игнорировать, это закончится свержением богов.

Вот почему "Я" не зависит от сознания и его нельзя описать. Оно просто нам дано как ощущение себя самими собой. Этим любой живой организм отличается от неживого предмета.

Жизнь начинается не с исследования предмета. Жизнь начинается с возникновения в качестве предмета. Функционирования в качестве предмета. В качестве сознающего себя самим собой предмета. Исследование является следствием возникновения и не является целью возникновения. Может быть, для вас следствие (исследование) заменяет причину (процессуальность реальности). Но это спекулятивная подмена.

Местность существует не для того, чтоб её описывать. И независимо от того, можете вы её описать или нет. Это абсурдная постановка вопроса. У древнего человека не было карты местности, но он всё равно пускался в свой жизненный дрейф по незнакомой местности.

Неважно, что, не осознав, нельзя высказаться о реальности. Это чистый софизм. Если я ничего не выскажу, реальность всё равно будет. И всё равно будет предшествовать, чему бы то ни было сказанному или сделанному мной. Это для меня невозможно что-то заявить, так или иначе это не осознав. Хотя я с уверенностью могу утверждать, что нередко говорю раньше, чем осознаю. Но реальности не зависит от того, осознал я что-то или нет. Это я завишу от реальности. Как и то, что я сознаю.

Сознание никогда не соответствует реальности во всех её аспектах, иначе мы никогда бы не просчитывались в своих ожиданиях. Процессуальность реальности – это и есть фактичность. И ничего истинного, кроме неё мне не известно. Именно потому, что процессуальность реальности недоступна ничьему сознанию во всём её объёме, истина никому недоступна. Но о непререкаемой фактичности, которую представляет собой процессуальность реальности, я могу судить по безжалостному ограничению ею поддерживаемых сознанием человеческих усилий.

Осознанное, которое якобы включает в себя и неосознанное только потому, что мы осознали его существование, – это не заслуживающий внимания софизм. От того, что вы осознали существование неосознанного, вы не осознали его. А о знании неосознанного тут вообще преждевременно говорить. Расписавшись в бессилии, вы не становитесь всесильным.

Я бы тоже рад был свести всё на свете к сознанию. Может так было бы проще, если б только это работало.

Но сознание не является субъектом. Субъекты вы или я. А сознание – это наш ресурс. Целеполагание – это наша функция. Наше целеполагание основывается на нашем же сознании. И если нас обманывает наше целеполагание, то и наше сознание обманывает нас.

Сознание и реальность не тождественны друг другу. А местность существует без всяких карт и гештальтов. И если мы с Вами осознаём, что что-то нами не осознано, это не значит, что мы можем осознать всё.

Subscribe

  • ДВА МРАКА

    я хочу быть за мир, а должен быть за "войну", потому что кому-то мало трахать свою жену и поэтому он хочет трахать весь белый свет, а ему…

  • СТАРЫЕ СТИХИ

    РОЖДЕСТВО (в годовщину памяти нины искренко) Господь не посещает больше этот дом здесь хуже топят и не стало денег Он поселился выше этажом и…

  • ЕГИПЕТСКИЙ ПЛЕН

    когда ты еврей а вокруг полно антисемитов начинаешь нервно ползать по собственному телу и искать свой обрезанный член чтобы спрятать его в глубоких…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments