markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

Я И СОЗНАНИЕ (часть четвёртая)


4.

Сознание постоянно ставит нам какие-то цели. Достижение сознательно поставленных целей – это навязываемая нам сознанием схема поведения. Но эту схему далеко не всегда можно навязать и выдать имеющее место в действительности за сознательно достигнутое.

Реализация сознательно поставленных целей страдает устойчивой недостаточностью. Мы находим объяснение этому в собственной непоследовательности. Но попытка что-либо последовательно осуществить всё равно страдают недостаточностью и ни к чему не приводит. Никакая последовательность не оказывается достаточной.

Если отделить Я от сознания и принять тот факт, что Я ощущается нами независимо от того, сознаём мы это или нет, то исчезают множественные заблуждения относительно роли нашего сознания, главное из которых состоит в том, что наша сознательная деятельность способна и должна подчинить реальность.

Наше сознание создаёт иллюзию того, что с его помощью нами достигаются цели. Собственно в артикуляции целей состоит отличие сознательного и бессознательного. Цели бессознательного нам неизвестны. А сознание изображает нам всё таким образом, что если не ставишь целей, то ничего и не достигаешь.

Тогда как сам человек – и это самое продуктивное из всего того, что с ним произошло, – появился не в результате поставленных им целей, а в результате безличной процессуальности реальности. Грубо говоря, происходили всевозможные процессы, которые привели к возникновению человека.

Именно эти процессы и наделили человека его Я, материальностью, биотой, социальностью, личным телом и сознанием. А не сознание произвело себя само.

Человек не ставил себе цели появиться, не появился в результате сознательной деятельности. Не ставил себе цели ощущать себя самим собой. Это данности, с которыми он ничего не может поделать. Родился и уже от своего Я (от ощущения себя самим собой) никуда не денешься.

Неизвестные нам цели привели к нашему появлению. И если не приписывать сознанию с помощью самого же сознания роль демиурга, т.е. роль создателя и достигателя целей, то следует признать, что цели принадлежат этой самой безличной процессуальности, которой охвачено всё вокруг нас и в нас самих.

Можно говорить, что человек возник случайно. Но у нас нет никаких оснований утверждать, что он мог не возникнуть. В действительности не существует ничего, кроме фактичности. Все наши предположения, как могло бы быть – это всего лишь наши домыслы, игры нашего сознания. Это оно, не умея проследить какую-то причинно-следственную цепочку, создало представление о случайности (контингентности).

В действительности же мы имеем факт нашего существования и больше ничего. И раз уж мы есть, нет никаких оснований утверждать, что процессуальность реальности могла не идти в направлении человека. Т.е. сама по себе эта процессуальность безлична. Мы не можем с абсолютной достоверностью указать на того, кто ею распоряжается, её направляет. Но появление наделённого Я человека встроено в эту безличную процессуальность, достигается ею без какой-либо роли в этом нашего сознания.

Мало того, наше сознание тоже является производным этой процессуальности. А уже генерируемые нашим сознанием цели могут вписываться, а могут не вписываться в эту процессуальность. И когда вписываются, у нашего сознания возникает возможность изобразить дело таким образом, что эти цели были достигнуты благодаря нашему сознанию. Тогда как они были достигнуты благодаря всё той же безличной процессуальности. Потому что, если генерируемые сознанием цели не вписываются в эту процессуальность, они никакими усилиями нашего сознания не достигаются.

Отсюда всё катастрофические провалы наших великих организационных усилий, революционных преобразований и т.д. Тогда как все наши достижения следует отнести на счёт всё той же процессуальности, которая обеспечила наше возникновение и вместе с этим задала нам способность к материально-техническому развитию.

Все наши достижения, которые имеют место – её прямое продолжение. Тогда как наше ощущение, что мы подчиняем себе реальность происходит как раз от всевозможных катастрофических провалов нашей организационной деятельности. Так наше сознание объясняет себе происходящее. Почему одни цели для нас достижимы, а другие нет. Мол, в одном случае сознание сумело подчинить себе процессуальность реальности, а в другом нет.

Тогда как ни в случае удачи, ни тем более в случае провала никакого подчинения не произошло. Просто в случае наших успешных достижений мы совпали с процессуальностю реальности и не входим с ней ни в какое в противоречие. И нам нечего подчинять. А в случае провала – входим в противоречие и ничего не способны подчинить.

Тогда мы получаем несколько иной рационализм. Он не является следствием всей сознательной деятельности, а только той её части, которая не вступает в противоречие с процессуальностью реальности. И наша сознательная деятельность не меняет этой процессуальности, а сама процессуальность меняется и меняет нашу организационную деятельность, как сознательную, так и бессознательную. Потому что многое из того, что мы делаем, мы на самом деле делаем бессознательно.

продолжение: https://markshat.livejournal.com/310024.html
Subscribe

  • СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП

    Первые опубликованные стихи у меня появились в 1987-м. Напечататься, перейти из разряда непечатных в печатные – тогда это казалось чем-то этапным.…

  • БЕСЦЕЛЬНОСТЬ СМЫСЛА

    Если бояться конечности жизни, лучше вообще в неё не ввязываться. Нашего согласия, правда, не спрашивают. Бабах, и однажды обнаруживаешь себя…

  • БОГ СТИРАЛЬНОЙ МАШИНЫ

    Объяснимое - это утилитарное. Оно нам требуется, когда нужно решить ограниченную задачу. Например, нам нужно руководство к пользованию стиральной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments