markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

ЯБЛОКО САМОСОЗНАНИЯ


Нам нечего сказать нового о мире, кроме того, что он не управляется нами. Даже создавая невиданные прежде грандиозные технические сооружения, мы не самостоятельны в этом. Способность создавать их – это не то, что отвоевано нами у невозможности их существования, а то, что дано нам как способность детализировать и осваивать окружающий нас мир. Мы можем сколько угодно уточнять всевозможные детали мироустройства и на материале этих деталей создавать новые конструкции, которых не существовало до того, как мы их создали. Но мы не можем утверждать, что сами обусловили их создание. Нет, это мы были наделены способностями детализировать окружающий нас мир и создавать коктейли из этих выявленных нам деталей и свойств, которые мы называем изобретениями. И окружающий мир был наделен способностью к детализации нами. Без этого не было бы ничего. А всё, что было, есть и будет, изначально было обусловлено как существующая возможность. Мало того, оно было обусловлено не как единовременная возможность, а как разворачивающаяся в некоторой последовательности, которую мы воспринимаем как время. И которую не в состоянии изменить. Каждый из нас всего-навсего встроен в эту последовательность как её локальный фрагмент, ограниченный предписанным ему рядом неизбежных трансформаций, которые он не в силах ни продлить, ни сократить. Даже самоубийство самоубийцы не является его самостоятельным решением, а представляет собой результирующую его свойств и свойств той действительности, в которую он встроен. Мы не самостоятельны ни в чем. И единственное, что обеспечивает нам чувство самостоятельности – это осознание самих себя. Поэтому единственное, с чем стоит разобраться, зачем нам это осознание. Зачем несамостоятельному ограниченному существу это избыточное свойство, причиняющее ему так много страданий и неудобств. Именно метафору этого избыточного приобретения представляет собой библейский сюжет о сорванном с Древа Познания и съеденном яблоке. Как комфортно и безболезненно было бы, подобно первозданному Адаму, оставаться не осознающим себя. Жить и умирать в полной бессознанке. Как падают с неба, приобретя чёткую графичную форму, бесчисленные снежинки и, соприкоснувшись с теплом, тут же теряют её и исчезают, не переживая никаких депрессий и стрессов. Так для чего же нам осознавать свою форму и терпеть жуткие перегрузки и страдания в страхе потерять её. Разве не это излишнее свойство приобрел Адам, съев яблоко, от чего предостерегал его Создатель. Но было ли это на самом деле своеволием. Разве психология давным-давно не объяснила нам, что обвинять себя – это тупиковая реакция не справившегося со стрессом индивида. С помощью яблока мы объясняем себе свою беспомощность, наделяя себя при этом собственной волей, чтобы вызвать у себя хоть какое-то уважение по отношению к себе. Да, это мы такие непослушные и самостоятельные. Взяли и ослушались Творца. А как Он думал, что мы возьмем и будем так вот беспрекословно подчиняться. Пусть нам тяжело и некомфортно, зато вот какие мы самостоятельные. Пусть мы в поте лица добываем свой хлеб, зато мы за это же уважаем себя. Но этот самообман первозданного человека вступает в противоречие с приобретенным им последующим опытом. И в той же книге, где повествуется о грехопадении, о самовольном поступке человека, на более поздних её страницах говориться, что ни один волос не упадет его с головы, не будь на то воли Создателя. И если проецировать это позднее определение назад, на архаичный миф о самовольно съеденном яблоке, то следует утверждать, что и оно было съедено по воле Творца, ибо ни один волос не упадёт и тут не было никого самовольства. И если Господь предостерегал человека от того, чтоб есть яблоко, которое по Его же Божьей воле он должен был съесть, то только для того, чтобы проверить, способен ли человек отпасть от Божьей воли даже по прямому Божьему указанию. Это является типичным дабл-байндом, когда нельзя сделать, но и не сделать тоже нельзя. Когда существует видимость выбора, но никакого выбора на самом деле нет. И человек не разочаровал Бога. Он не отступил от Его воли. Ему просто некуда было отступать. Человек поступил в полном соответствии со своим несамостоятельным характером. Он съел яблоко. В действительности, помимо древних халдейских мифов, человек наделен осознанием самого себя независимо от своего выбора. Да что там человек, гораздо более примитивные единичные организмы вполне осознают себя. Что демонстрируется множеством экспериментов, поставленных изучающими поведение животных биологами. Ведь даже прибитая мышь пищит. И её писк – это свидетельство перенесенных ею страдания, боли и ужаса. Только растаявшая снежинка беззвучна. И мышь это ещё далеко не самый низший уровень само осознающих себя живых существ. Так зачем же дано нам это само осознание как непременное условие нашего существования. Неужели только для того, чтобы понять, что лучше быть зыбкой недолговременной снежинкой, чем осознающим себя высшим проявлением эволюции живых существ…
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ДЕМОТИВАТОР

    Трудно заставить себя голосовать хрен знает за кого. Причём и в партии власти, и в оппозиции, как системной, так и несистемной. Демократия хороша в…

  • «МЫСЛЬ ИЗРЕЧЁННАЯ ЕСТЬ ЛОЖЬ»

    Мысль - это фокусировка на чем-то, концентрация внимания. Размышление происходит на основе этой фокусировки. Слова - это всего лишь способ что-то из…

  • ДОСОЗНАТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ВОСПРИНИМАЕМОГО

    Предположим человек «придумал», как называть одни и те же объекты или проявления реальности. Одни называют море «морем», а другие «сии». Но само…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments