markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

четвертый ход трехходовки (продолжение)

Евгений  Никитин начал ровно там, где остановилась его предшественники, транслировавшись в архетипическом персонаже из наделенной экзистенциальным моделированием пьесы Самюэля Беккета «Магнитофонная лента Креппа». На сцене Крепп в полном одиночестве склонился над магнитофоном и, как маньяк, бесконца прокручивает вперед и назад одну единственную магнитофонную запись, обладающую для него неразменной личной ценностью в мире всепоглощающего и обезличивающего влияния гиперреального. Это все равно, что бесконца кружить в пределах одного и того же, где все, в том числе, даже диаметрально противоположные преставления являются своего рода одним и тем же вывернутым наизнанку носком. Само по себе выворачивание носка обладает довольно ограниченным ресурсом перформативности. Вот почему практически любой автор художественных текстов лишился свойств субъекта и остался вдруг один на один с собой, вне всеобщего производства и обмена, в качестве производителя и потребителя своих текстов в одном лице. Не удивительно, что такая ситуация представлялась безнадежно тупиковой. Ровно в ней очутился Евгений Никитин в чуждой ему Германии, куда в довольно еще зависимом возрасте эмигрировал вместе со своей еврейской мамой, где так и не сумел прижиться и откуда, в конце концов, сбежал назад, туда, откуда начался его безуспешный эскапизм, вполне вписывающийся в архетип артистических стратегий прошлого века. Но если последовательный эскапист обычно не возвращается к исходному пункту, бесконца устремляясь к нему только в своих мыслях, то разворот эскапизма назад, к библейскому сюжету возвращения блудного сына, приобретал значение фактического замутнения обратимой инфантильной архаичностью дистиллированного акта постмодернисткой артистической стратегии. Всему этому предшествовало, не могло не предшествовать, разрешение ситуации беккетовского Креппа. В состоянии полного отчуждения в новой дискомфортной для него среде обитания Евгений Никитин оказался, как Крепп, один на один с электронным носителем. Но если в случае Креппа это был допотопный магнитофон с еще более допотопной бобиной, то перед Евгением Никитиным был зловеще мерцающий в темной германской ночи продвинутый комп. Что мог извлечь Крепп из своего магнитофона, кроме унылой тавтологии? Его максимальным достижением мог быть только широко распространившийся в магнитофонных записях и разносившийся из всех открытых окон хрипловатый шансон, в короткий отрезок времени достигший своей кульминационной распространенности и превративший миллионы своих стремительно стареющих и устаревающих почитателей в минирепликаты того же самого Креппа. Но Евгений Никитин обнаружил в своем электронном носителе нового поколения то самое средство производства и обмена, которое было изъято у поэзии репрессивным временем периода переходных формаций. Он втянулся в его контекстуальную игру и в один прекрасный момент с неизбежность оказался среди модераторов массового ресурса Стихи.ру. В этом качестве он превратился в машину по прочтению чужих поэтических текстов в невообразимом количестве. В какой-то момент его жизнь свелась к безумной сосредоточенности на этом галопирующем маниакальном чтении, в процессе которого сложилась его собственная поэтическая рецепция. Но зато, в отличие от Креппа, он получил возможность выйти за ограниченные пределы сакральной «магнитофонной записи», т.е. за пределы безысходно цикличного, и втянуться в линейные отношения с себе подобными. Он вступил на новое поле еще не узаконенного производства и обмена. Так, не подозревая того, он разрешил абсурдную тупиковую ситуацию, маячившую в перспективе постмодернизма, неуклонно клонящегося к необратимой фатальной расфокусировке смысла, и сделал четвертый шаг в программной, не предполагающей этого шага трехходовке. 

 

Tags: персоналии
Subscribe

  • ПРОИГРЫШ ПО МАГАЗИНАМ (ответ френду)

    Существует прямая связь между мясом в магазине и властью. Из дележа добычи, раздираемой туши убитого животного и семантики отношений в дикой стае,…

  • В МАГАЗИН ЗА МЯСОМ (вопрос френда)

    вопрос: Сталин - Хрущев - Путин; Кеннеди - Клинтон - Обама; ДеГолль - Миттеран -
 Саркози --- нет ли здесь деградации госмонополии на контроль…

  • ЗАВСКЛАДОМ ПРОТЕСТА

    Разве сталинизм когда-то открыл путь насилию в стране. Ведь задолго до собственно сталинизма в стране вовсю бушевало насилие. Сталинизм – это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • ПРОИГРЫШ ПО МАГАЗИНАМ (ответ френду)

    Существует прямая связь между мясом в магазине и властью. Из дележа добычи, раздираемой туши убитого животного и семантики отношений в дикой стае,…

  • В МАГАЗИН ЗА МЯСОМ (вопрос френда)

    вопрос: Сталин - Хрущев - Путин; Кеннеди - Клинтон - Обама; ДеГолль - Миттеран -
 Саркози --- нет ли здесь деградации госмонополии на контроль…

  • ЗАВСКЛАДОМ ПРОТЕСТА

    Разве сталинизм когда-то открыл путь насилию в стране. Ведь задолго до собственно сталинизма в стране вовсю бушевало насилие. Сталинизм – это…