markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

Category:

МОЯ МАЛЕНЬКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ


состоит из трех стихотворений, написанных Ниной ИСКРЕНКО и Максимом ЖУКОВЫМ… два нининых и одно, но трехчастное, максима… их объединяет то, что эти стихи обо мне… они довольно разные… стихотворение максима появилось только вчера… четверть века спустя после нининых… оно написано по мотивам моих стихотворений… тогда как нинины написаны по мотивам двух наших встреч… хотя их было во много раз больше… но я помню эти две… одна – мимолетная, на охотном ряду, тогда проспекте маркса… и вторая – во время поэтической акции «москва-петушки»… коллекция маленькая… что делает для меня ее особенно дорогой… ведь это стихи двух превосходных поэтов…


Максим ЖУКОВ


МАРКУ ШАТУНОВСКОМУ
1
Ему, назвавшему Москву
Геометрическою ватой,
Приснился сон чудаковатый
Про Божьи мысли и траву.
Когда запели соловьи,
Тот сон закончился мгновенно;
Но если выпить седуксена,
Он повторится – c'est la vie.
В том повторяющемся сне –
Какие могут быть соблазны?
И свет, и тьма однообразны
В том повторяющемся сне.
Но Бог почувствовал траву:
Она легла Ему под ноги,
Когда Он встал на полдороге
И… превратился в синеву.
В той синеве возник каркас,
И приоткрылись перспективы;
Они кривы и некрасивы,
Но переменятся, Бог даст.
2
Когда он яблоко догрыз,
Ты помнишь, семечко упало?
Антропоморфные начала
Не из него ли разрослись?
Как далека от них трава! –
Простое дикое растенье:
Ни рук, ни ног, ни средостенья –
Сплошные корни да ботва.
Сказав Радищеву: «Отпей!»
(Он сильно сдал в илимской ссылке);
Уговорили полбутылки
На фоне заспанных полей.
С судьбой, напяленной на быт,
Он спит, поджав худые ноги,
А Бог стоит на полдороге
И двигать дальше не спешит.
Вот сопричастность естеству! –
Когда не раб, но соглядатай,
Ты видишь сон чудаковатый
Про мысли Бога наяву.
3
В который день, в каком году
(Как рассказать о том стихами?) –
Поэт послал подальше «Знамя»,
«Неву» – в Неву, «Звезду» – в …
Как он устраивал скандал
На «45-ой параллели»!
Как перед ним благоговели!
Как он лицо не потерял;
Как обнаружил точку G
У Музы, сдвинувшей коленки!
Как он понравился Искренке
На семинаре Ковальджи;
Как, приспосабливаясь, жил
При развитом социализме;
Как подустал от этой жизни,
Но на нее не положил.
Поэт излишен, как гимен,
Но для чего-то существует;
Хотя… кого это волнует?
Поэт излишен, как гимен.


Нина ИСКРЕНКО


М. ШАТУНОВСКОМУ

* * *

И д у п о у л и ц е в – ч е т в е р т ы х
Несу в авоське восемь штук
Моя казарменная роза
сточила все карандаши

А дождь сплошные руки-в-брюки
джаз-роки клюшки и харчи
И театральная афиша
с бахчисарайского плеча

А я устала как с
обеда
Ко всем прохожим пристаю
Четырехстопным ямбом крою
проспекто-марксовских котов

И голубиные ошметки
по тротуару волоча
по-человечески оскалясь
ко мне подходит Царь Додон

Он в леопардовой рубахе
с бихевиористским фитилем
он так распахивает дверцу
как будто сердцу
негде
сесть

И сквозь меня секунд п я т н а д ц а т ь
он постигает бытие
и отбывает закордонно
в своей тарелке в лучший мир

А я стою не сняв намордник
на менестрельной голове
и слышу запах МИНРЕЛЬССТРОЯ
и шамаханской колбасы


АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ

М. Шатуновскому

Он говорит
Мы раньше были лучше
пока не овладели вдохновеньем
пока едва водили пальцем в небе
и отставали от своих двоих

Мы не были столь благосклонны к смерти
и не умели так бессмертно жить
так мастерски так профессионально
надёжно и цинично защищаться
прижившись в этой жизни изнутри
между кулисами предчувствия и страха
между полозьями сомнительных сентенций
под фиговым листком релятивизма
и ёмких дефиниций
герметичной чешуёй
Мы не умели так беречь своё лицо

Я возражаю
Но не время возражать

Он говорит
Поставим стол и скатерть
расстелим белую крахмальную Приборы
Прозрачно-эфемерные фужеры
и рюмки и салфетки На троих
И это будут Пять Минут Любви
А не банальный текст
открыто беззащитный
пред сардоническим десантом Мельпомены
и Талии обнявшихся порочно
до мёртвой хватки
петли
тишины
И я смотрю в его глаза Они пусты
роскошным прихотливым запустеньем
вишневосадным розовым провалом
а не мучнистой бакалейной пустотой
Смотрю и верю Да действительно вне всяких
cомнений Это Пять Минут Любви
А н е размерность н е
экстраполяция в пространстве
и времени Н е транс Н е остановка И н е сон

Смотрю и думаю Не время возражать
что я простите знаю этот фокус
и этот ракурс И косой пробор
Я знаю правду Целиком И по фрагментам
по капелькам по внутренним карманам
по клеточкам обрезкам по кустам
по собственному крику
и по крайней мере
Моя планета Дверь в открытом море
Моя скульптура воздух между слов
Моя работа самовозраженье
Я возражаю
Где мой аргумент?

Он ничего не понимает в этой жизни
И потому он абсолютно прав

20.6.90.


в рабочей тетради нины этому стихотворению предшествует дневниковая запись… в ней об акции "москва–петушки"… в тот год 19 июня группой поэтов мы ездили в петушки в память о венедикте ерофееве… по дороге и в петушках читали стихи... на обратном пути у нас с ниной случился знаменательный разговор… собственно этот разговор и лег в основу стихотворения… мотивы этого разговора там просматриваются… вот как нина вспоминает этот наш с ней разговор:

"На обратном пути читала <...> "Тристана и Изольду" – без особого успеха, однако с результатом в виде плодотворной (и приятной) дискуссии с Марком о степени защищенности текста, о том, что рассчитанное на будущее или прошлое не имеет, в сущности, настоящего, что амбивалентность убивает те "пять минут жизни", ради которых всё и затевается, etc. (это позиция Марка). О том, что, сколько бы мы ни говорили о возможности многовариантного развития событий, тем не менее, выбирается всегда один путь (одним человеком), о "занавесе" до рождения и "после смерти", о том, что красота – это Иисус Христос [тут полная достоевщина], – это всё не моя позиция, но она заслуживает внимания, тем более что это – попытка объяснить, в чем уязвимость и слабость данного конкретного сочинения. О логике и интуиции, как всегда. Я, как всегда, пыталась убедить его, что интуиция приводит всего лишь к другой логике, к новой системе. Ему это претит, хотя он и согласен, что существует иная, пусть и "маловероятностная" система в языке".

мне бы хотелось немного расшифровать нинин конспект… под защищенностью текста я имел в виду, что автор подпускает к себе читателя только на расстояние той поэтической игры, которую затеял… и эту излишнюю защищенность поэтической игрой я ставил ей в вину… под тем, что нина называет«пять минут жизни», мной имелось в виду: «какое значение имеют прошлое или будущее… гораздо существенней, как прожить ближайшие пять минут»… что вся жизнь складывается из этих ближайших «пяти минут»… и конечно ни о каком выборе кем-то одного пути речи быть не могло… я имел в виду, что из кажущегося поля возможностей для одного человека всегда складывается всего одна траектория его жизни… для того и нужна интуиция, чтоб из кажущего поля возможностей исключить всё, что не относится к тебе, и на это не отвлекаться… что же касается «маловероятностной системы», то я имел в виду, что язык является низковероятностной системой… и возможна поэтика на грани системности… подходящая к самому краю, за которым словоупотребление теряет какой-либо смысл… нинина поэтика все время стремилась приблизиться к этому пределу… однако, никогда не пересекая его… в этом приближении всегда присутствует пленительная поэтическая игра… пленительная, в том числе, для самого автора, который может ею заиграться…
Subscribe

  • УБЫТОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

    В Советском Союзе имел место дефицит производства продуктов широко потребления. Но это не всегда значило, что чего-то не производилось или…

  • ДЕМОТИВАТОР

    Трудно заставить себя голосовать хрен знает за кого. Причём и в партии власти, и в оппозиции, как системной, так и несистемной. Демократия хороша в…

  • «МЫСЛЬ ИЗРЕЧЁННАЯ ЕСТЬ ЛОЖЬ»

    Мысль - это фокусировка на чем-то, концентрация внимания. Размышление происходит на основе этой фокусировки. Слова - это всего лишь способ что-то из…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments