markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

джон-буддизм

После второй мировой войны дзэн-буддизм и психотерапия плавно перетекли друг в друга, как однородная жидкость в двух свободно сообщающихся сосудах. Космополитичная Америка одержала победу над маргирнальной Японией, в результате чего у победителей и побежденных возникли взаимные массовые комплексы. У американцев — комплекс вины из-за полученного чувства превосходства, а у японцев — комплекс неполноценности побежденной нации. Поэтому американцам требовалась частичная маргинализация общества, а японцам — срочная социальная модернизация. Вот тут-то и оказалось, что у каждой из сторон есть средство оказания помощи противоположной. Любые возникающие в процессе модернизации общества у составляющих его индивидов психологические проблемы уже были классифицированы психотерапией. А все трудности адаптации маргиналов в уже сложившемся социуме были описаны в дзэн-буддизме. Так выяснилось, что то и другое — это два ответвления одного целого...           

Не cоставляет особой трудности отделить реальный дзэн-буддизм от спекуляций на его же тему, точно так же как и реальную психотерапию — от манипуляций доверчивостью пациентов. Достаточно определить угол зрения, под которым необходимо их рассматривать. Все зависит от того, в каком качестве их воспринимать, — в качестве средства или следствия. До тех пор, пока мы видим в них средство, сколько бы мы к ним ни прибегали, они всегда будут оставаться для нас разачаровывающе недостаточными. Это как принимать лекарства. Они спасают от временных недомоганий, но нет ни одного, способного вылечить навсегда. Другое дело, если видеть в дзэн-буддизме или психотерапии то, чем они на самом деле являются, т.е. следствие. Не то, что даст нам что-то в дальнейшем, а само это дальнейшее. Ведь обратившись к тому или другому, принимая помощь психоаналитика или гуру, мы уже меняем свою жизнь. Но гораздо существенней тот факт, что независмо от того, воспользуемся мы их помощью или нет, мы просто обречены либо на нервное растройство, либо на социальную невовлеченность...

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • СУЩЕСТВОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО

    Существующее не требует понимания. Оно существует независимо от того, понимаете вы это или нет. Понимаю это я или нет. Никакие критерии не обеспечат…

  • ГЛУПЕЕ БАНДЮКОВ

    Не нужно никаких критериев для определения существующего. Если вы можете не считаться с тем, что я считаю существующим, не считайтесь. Если оно само,…

  • ЗНАТЬ И СУЩЕСТВОВАТЬ

    Нет никакой проблемы определить существующее более или менее достоверное. Но знать его досконально - вот непреодолимая задача. Знать и существовать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments