markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

СЕМИОТИЧЕСКИЕ ПОДОЗРЕНИЯ


2009-04-20 08:25

Наше с Алешей Парщиковым взаимное недоверие не выходило за пределы семиотического. Он уличал меня в аутичности рецепции, а я подозревал его в постмодернистской симулятивности.
Действительно, его нефтяные короли – это всего лишь карточные короли, не более. Они беспомощны в своей развернутости плоским анфасом к зрителю и неспособности обернуться. Алеше довольно было в своем стихотворении, где он проникает в трехрублевую купюру, а оттуда во все остальные валюты, зайти им за спину и он мог делать с ними что угодно. Даже надавать подзатыльников.
Трехмерность или стереоскопичность у него появлялась только тогда, когда плоская диорама окружающей действительности попадала в камеру обскура его обостренно индивидуализированного восприятия и приобретала рельефность. Но это всегда была выпуклость, а не полномасштабная круговая объемность. Не зря его привлекала голография.
Однажды он прислал мне письмо, в котором воодушевленно ссылался на какого-то современного мыслителя, представлявшего себе время как голограмму реальности. Его повествование было фиктивным. Помню, как я томился от бездействия, впервые слушая его поэму о Полтавской битве, поражаясь ее отдельным восхитительным деталям, но не в силах дождаться, когда закончится одна мизансцена и начнется следующая.
В точности как при посещении панорамы Бородинского сражения – этого праобраза кинематографа. Можно внимательно разглядывать ее отдельные детали, но нельзя заставить пошевелиться ни одно из ее действующих лиц.
Можно подумать, кинематограф преодолевает эту неподвижность. Но это чистая фикция. В нем не происходит свойственного континууму накопления и обусловленного им дальнейшего расширения. Можно сколько угодно смотреть фильм, в котором роковые оплошности приводят персонажей к трагической развязке. Но стоит начать смотреть фильм сначала, как они повторят те же самые ошибки.
Кинематограф исключает приобретение опыта в пределах имманентного времени фильма. Этим обеспечиваются все его сиквелы и триквелы. Каждый раз мы знаем, что Бетмен или Человек-паук окажутся на грани гибели, но в последний момент вывернутся и одержат верх.
Кинематограф – это тысячеслойная, а то десятки тысяч или даже миллионслойная панорама Бородинской битвы. Для того, чтобы заставить двигаться изображенные на ней фигуры, художнику 19 века следовало написать миллионы Бородинских панорам, сменяющих друг друга в синхронной стадиальности, а потом с определенной скоростью прокручивать вокруг посетителей, тем самым создавая иллюзию действия, обеспечиваемую в кинематографе дискретными кадриками.
Это в точности мое ощущение от Алешиных масштабных повествовательных произведений. Но впоследствии мы обнаружили то, что нас объединяет. Это орнаментальное восприятие действительности, если под действительностью понимать актуализированную реальность.
Мы оба были готовы рассматривать происходящие вокруг нас события как виньетку, не позволяя вписать себя в образуемый ею узор. И тут нам становилось все равно, что для одного из нас – это чреда актуализаций, а для другого – непрерывная длительность одной и той же актуализации. Гораздо важнее оказалось то, что на этом семиотическое упиралось в невозможность своего дальнейшего распространения. Оно снова отставало от реального времени, а не абсурдно опережало его.
Subscribe

  • СУЩЕСТВОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО

    Существующее не требует понимания. Оно существует независимо от того, понимаете вы это или нет. Понимаю это я или нет. Никакие критерии не обеспечат…

  • ГЛУПЕЕ БАНДЮКОВ

    Не нужно никаких критериев для определения существующего. Если вы можете не считаться с тем, что я считаю существующим, не считайтесь. Если оно само,…

  • ЗНАТЬ И СУЩЕСТВОВАТЬ

    Нет никакой проблемы определить существующее более или менее достоверное. Но знать его досконально - вот непреодолимая задача. Знать и существовать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments