markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

ПОСЛЕ И ПОСЛЕ (эссеистика)

РАЗРОЗНЕННЫЕ ТЕЗИСЫ К НЕНАПИСАННОМУ
ОКОЛОЛИТЕРАТУРНОМУ МАНИФЕСТУ

I.

Исповедуемый человечеством образ жизни тяготеет к жанру бестселлера.
Максимально постижимый уровень проблем не превышает экологической отметки.
Альтернативное обывательскому мировоззрение выражается либо в популяризаторском гуманизме зеленых, либо в борьбе за свои права сексуальных меньшинств.
Из всех искусств важнейшими становятся те, что содержат откровенно заимствованную эстетику.
Общество не озабочено содержательностью бытия и лишь эксплуатирует уставшую видоизменяться форму.
Оно неисправимейший и пошлейший формалист.
Оно повторяет зады уже отработанных эпох.
Пытаться общаться с ним на доступном для него уровне дегенеративно.
Даже самая разхристианнейшая жалость к творению Божьему в отношении к обществу не больше, чем заблуждение.
Никакого общества Бог не творил.
Им были сотворены личности, причем всего две: Адама и Евы.
Общество целиком и полностью продукт человеческого творения.
Общество - это результат человеческого переосмысления замысла Божьего.
Бестселлер, сочиненный на основе этого замысла.

II.

Любые инсинуации, основывающиеся на социальной справедливости, не больше, чем заурядные спекуляции.
Социальная справедливость - это идеализм поглощающего бестселлеры общества.
Кратковременная жизнеспособность бестселлера сродни беспочвенности социальных иллюзий.
Политика удачливо спекулирует человеческим тяготением к упрощенному восприятию бытия.
Проще перераспределять, чем создавать новые качества.
Организационными методами, как никакими методами вообще, не построить Царства Божьего, неочевидность чего для подавляющего большинства позволяет именно с целью построить его производить бесчисленные социально-политические реорганизации, что и обеспечивает бесконечный фронт деятельности.

III.

Все это было бы унылым и безнадежным, если бы можно было всерьез рассчитывать, что Царство Божье - продукт человеческой организационной деятельности.
Но когда-то на периферии прародительницы всех империй в нищей обглоданной солнцем провинции Иудее были произнесены так и не усвоенные до конца парадоксальные проповеди и совершен подвиг самоотречения.
Выбором места действия был предопределен маргинальный характер обитания истины.
Открывшись миру вдалеке от центра империи, истина навсегда выпала из центростремительного бурления жизни и, получив центробежное ускорение, до сих пор бродит неузнанной в перенаселенных трущобах мегаполисов, не попадая в свет прожекторов массовой культуры и шоу-бизнеса.
Истина отсиживается на подмосковных дачах или в ближних и дальних деревнях, оставаясь преданной своей любви-ненависти пространствам империй.
Может потому, что земные империи - искаженные и перевранные отсветы империи истины.
Вот почему сопровождают дряхление и угасание земных империй неслышимые при жизни пророки.
Кафка, в безвестности копошившийся в своих вымученных рукописях на периферии уже практически не существовавшей Австро-венгерской империи.
Марсель Пруст, в прилежном многословии порывавшийся запечатлеть угасание Французской империи.
Отечественное светское богословие, возникшее на сломе двух империй - монархической и коммунистической - может быть, самое важное и неподражаемое из того, что породила русская культура.
Сверстать длиннейший список имен, способных проиллюстрировать свойство истины подолгу оставаться неузнанной, способен был уже ученик десятого класса средней школы времен предперестроечного тоталитаризма.

IV.

Неузнанность - вот главная форма онтологического бытия.
Истина ходит периферийными путями.
Она говорит языком, требующим терпения, т.е. пренебрежения к срокам жизни.
Господь мыслил парадоксально.
Проповеданные в притчах парадоксы определили закономерности жизни.
Поэтому только отказавшись от претензий на овладение, т.е. манипулирование, как истиной, так и жизнью, можно получить в полное и безраздельное пользование то и другое.

V.

Россия не удалась, зато русская культура состоялась.
Как бы последняя ни казалась внеположенной каждой отдельно взятой судьбе, все же разумнее следовать удачному опыту.
Упрощение миропонимания до экономико-статистических категорий окончательно выпотрошило содержание жизни.
После бесповоротного краха доверия ко всем без исключения социально-политическим системам, людям не осталось ничего другого, как мыслить денежными суммами, но и результатом их жизни становится денежная сумма, от чего веет затяжным ледниковым периодом бесполезного существования.
Ведь математика бессодержательна, а жизнь неформальна.
Цифра - это слово дьявола, а слово - это цифра Бога.
Самодостаточен только текст - эта божественная непедантичная математика.
Эта предельная степень допустимой бестселлеризации замысла Божьего, при превышении которой дух и материя разводятся по разным углам, как боксеры на ринге.
Единственно отличимая от общего фона модель - это проживание жизни как самодостаточного текста.

VI.

Самодостаточность - это независимость от исторически навязываемого контекста.
Это отсутствие необходимости постоянно справляться в сносках и примечаниях о смысле и содержании всего, что выходит за рамки каждодневных утренних посещений туалета.
Именно необходимость каждое утро посещать туалет есть следствие подлинного контекста, в котором ничего нельзя изменить.
Это пуповина, которой не перерезать.
Это заданность, определяющая стандартный набор конечностей, функционирование вегетативной нервной системы и прочего.
Все остальное свобода.
Ни на кого не сошлешься во всех случаях жизни, в том числе на Пушкина.
Пушкин не объясняет, почему, когда наступает чудное мгновение, даже в этот момент может подвести живот и надо бежать в туалет.
Если не видеть в Пушкине контекста, то и не придется наивно сбрасывать его с корабля современности.
Выстроенный в ряд на книжной полке корешками наружу десятитомник - это не исчерпывающий контекст и не контекст вообще.
Пушкин - это часть нашей личной свободы, и не надо бояться, в случае необходимости, пересказать его вкратце собственными словами.
Но так, чтобы это было побыстрей и не занимало слишком много места.

VII.

Самодостаточность - это совсем не неукоснительное следование некоему изобретенному для себя сценарию.
Это не стиль или его отсутствие.
Это интуитивное следование сочиненному не нами.
Любые потуги выдать сценарий за заранее тебе известный, за тобой уже прорюханный или прокноканный не более, чем усиленная демонстрация окружающим, что ты совсем не то ничтожество, какое можно в тебе предположить.
Одинаково несостоятельны незатейливый разумный цинизм, проповедующий близость своей рубашки к телу, и умозрительность, поучающая с видом, словно целая армия поддакивающих воскресших гениев во главе с Достоевским и Рабиндранатом Тагором стоит у нее за плечами.
Ничто не избавит от личного переживания.
Ни комфортабельный домик в Ницце в сочетании с яхтой на море и кругленькой суммой в банке, ни заносчивое пренебрежение к суете сует и всяческой суете.
Самодостаточность - не тотальная агрессия или круговая оборона.
Никакая сила не всесильна: ни материальная, ни интеллектуальная.
А раз так, уязвимость - вот универсальное доминирующее свойство.
Только перепроверяя себя на уязвимость, позволяя себе оставаться уязвимым, можно научиться отличать самодостаточный текст от своей пуленепробиваемой его имитации.
Индивидуально пережитая личная уязвимость - это единственное, из чего складывается содержание.
А форма?
Форма - это результат ума, таланта и места рождения.
Subscribe

  • СУЩЕСТВОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО

    Существующее не требует понимания. Оно существует независимо от того, понимаете вы это или нет. Понимаю это я или нет. Никакие критерии не обеспечат…

  • ГЛУПЕЕ БАНДЮКОВ

    Не нужно никаких критериев для определения существующего. Если вы можете не считаться с тем, что я считаю существующим, не считайтесь. Если оно само,…

  • ЗНАТЬ И СУЩЕСТВОВАТЬ

    Нет никакой проблемы определить существующее более или менее достоверное. Но знать его досконально - вот непреодолимая задача. Знать и существовать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment