markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

ПОСЛЕ И ПОСЛЕ (эссеистика)

КНИГА НИНЫ ИСКРЕНКО «ИЛИ»
(СОВПИС, 1991г., г. Москва)

Я человек заурядный. Примитивный, в общем-то, человек. Особенно остро я чувствую это, читая стихи Нины Искренко. Во-первых, я не знаю, что такое "цепи бинарных оппозиций", хоть и догадываюсь, что в книжках, где об этом пишут, есть ответы на все вопросы, кроме тех, которые мне действительно необходимы. Во-вторых, даже читая Нинины вполне из понятных слов состоящие стихотворения, я думаю, зачем столько эквилибристики в описании довольно обыкновенных вещей. Позволю себе непозволительно чудовищный эксперимент. Произведу гипотетическую реконструкцию одного из Нининых стихотворений:

Разговаривали у киоска
домработница с пенсионеркой
Из автобуса выпал
пьяный
Подобрать бы Вот-вот раскиснет
Но привлек всеобщее вниманье
представительный важный чиновник
и сказал прыщавым подросткам
с интересом смотревшим Не трогать
Пусть валяется захребетник
Пусть в глаза бросается
гадость
Плюнул в урну забитую дрянью
хлопнул дверцей и укатил
Мужики поглядели мрачно
вслед начальственной черной волжанке
Хорошо тебе в шапке финской
Подобрали и унесли

Конечно, в таком виде стихотворение и не стоило писать. Вот как оно выглядит в оригинале:

Разговаривали у киоска
две салатницы с майонезкой
Из автобуса выпал
рваный
Подобрать бы Вот-вот размокнет
Но размял сигаретный кокон
представительный зычный тумблер
и сказал червивым подросткам
жадно нюхающим Не сметь
Пусть валяется бесхребетник
Пусть в глаза бросается
гадость
Плюнул в урну забитую дрянью
хлопнул дверцей и укатил
Зипуны поглядели мрачно
вслед бензиновой ксотоломке
Хорошо тебе в шапке финской
Подобрали и унесли

Но я не могу избавиться от сомнений. Стоило ли его писать ради подстановки некоторых изобретательно подобранных заменителей традиционных словоупотреблений на неожиданные парадоксальный чрезвычайно талантливые нетрадиционные словоупотребления. Это головоломка. Кубик-Рубик. Один раз собери его и больше уже неинтересно.
Хотя, конечно, очень здорово. "Разговаривали у киоска две салатницы с майонезкой". Это шире, чем "домработница с пенсионеркой". Гораздо больший спектр ассоциаций. Но спектр ассоциаций - это самоцель или средство? У Мандельштама тоже есть нечто подобное. "И выбегают из углов угланы". У этих "угланов" тоже чрезвычайно широкий спектр ассоциаций. Но какие подстановки произведены в том же стихотворении в четверостишье:

"А я за ними ахаю, стуча
В какой-то мерзлый деревянный короб:
- Читателя! советчика! врача!
На лестнице колючей - разговора б!"

Казалось бы, в Нинином изложении незамысловатой бытовой сценки содержится намек, что не обязательно все описывать в лоб. Что и без лобовых словоупотреблений все может быть понятно. Что передача сущности вещей не требует жесткого каркаса понятности, а возникает почти что из ничего. Из воздуха ассоциативных сочетаний. Что смысл этой бытовой зарисовки не исчерпывается наблюдаемым ходом вещей. Здесь осуществляется попытка поднять описание заурядного случая до мировоззренческой онтологичности.
Но онтологичность онтологичности рознь. В Нагорной проповеди, скажем, тоже не все очевидно. Как понимать "Блаженны нищие духом" или "живите как птицы небесные" (хорош призывчик в условиях нынешней чудовищной инфляции!). Что это? Тоже головоломка? Нет. Ее смысл не расшифровывается как дважды два простой подстановкой других слов. Не раскладывается в незатейливый бытовой сюжет. За этим неочевидным высказыванием стоит метафизическая реальность. Зашифрованная вынуждено. В силу нашей человеческой ограниченности. Господь и рад бы высказаться попонятнее, только у людей нет подходящих понятий.
Но у Нины есть и другие стихи. Где не одна эквилибристика. Скажем "Фуга". В которой такая же спокойная прямая трагичность высказывания, как и в Мандельштамовском "- Читателя! советчика! врача!..."
И все же много, очень много Нина тратит на эквилибристику. Она оплачивает ее своим талантом. Скажем, когда блестяще перекладывает на свой лад ту же тему, что и в известной песне Высоцкого "Ой, Вась, смотри какие клоуны...", доказывая, что может не слабее и по-своему. Это я о блестящем стихотворении "Говорил своей хохлатке...". Да, Ниночка, ты очень талантлива. Это все видят. Даже те, кто не хочет этого видеть.
Зачем же бесконца доказывать очевидные вещи. Ведь бесконца настаивая, демонстрируя это, ты опровергаешь саму себя. Иногда у тебя начинает получаться не так уж талантливо, как в некоторых других местах. И возникают сомнения.
Например, какая-то надуманность в "Артэс Либералес". Какая-то "аккуратная симметричность". Стерильность. Для чего все это нагромождение спичечной эквилибристики и натужного гигантизма. Только ради инфантильного манерничающего утверждения, что "в принципе и на таких крышах могут водиться Карлсоны"? Да не нужно мне совсем, чтобы Карлсоны водились на крышах, когда крыши и так давно уже поехали, что с Карлсонами, что без них.
Талант дается как данность. Он не достигается. Хорошо, ты продемонстрировала, что овладела данным тебе Богом талантом. Я помню еще по "Полистилистике", как ты свободно владеешь техникой.
Я люблю тебя. Я сочувствую тебе в том, что общество не хочет оплачивать твой талант даже достаточным количеством рукоплесканий. Но что поделаешь. Толпы больше рукоплещут эквилибристике в цирке. Там это опасней для жизни.
А в литературе другое. В литературе должно быть "трудно удержаться и не расковырять маленькую глубокую черную точку очень черную и очень глубокую". А ты хочешь вместо нее подсунуть мне глазок очищенной картофелины.
О твоей лирической героине у меня устойчивое представление, что она не вполне довольна окружающей действительностью, потому что плохо устроен мир вокруг нее. "Когда ей невмочь пересилить беду когда у нее бессонница и целый бак грязного белья когда она путает детей с динозаврами", но при этом вполне может быть жеманной и "благоприятное расположение светил на небе принимать за простую любезность", я не верю ей. Потому что неудовлетворенность собой выводимая из неудовлетворенности окружающей действительностью давно уже опровергнута. Велика беда постирать белье или растить детей. Ну, да, мало развлекательного в нашей действительности. Пьют в ней. Валяются на асфальте. Осуждают и сочувствуют. Есть в мире несовершенство. Но мне неинтересно, когда все это видят как нечто внешнее. Не надо мне выводить самонеудовлетворенность из внешнего. Ты мне выведи несовершенство мира из своих собственных несовершенств.
Потому что творчество для меня - это не то, что вот все мы нарисуем по сотне картин и их развесят в выставочных залах всего мира после нашей смерти. И будут они висеть, каждая крича, смотри, как мой покойный автор умел выпендриться.
И хотя мы с тобой современники, друзья и в общем-то единомышленники, в настоящее время я нахожусь в меньшей интимной связи с продуктами твоего творчества, чем с Розановым, например. Именно продуктами, потому что мы этими продуктами обмениваемся на наших тусовках, а Розанов разделяет со мной мою жизнь, мой животный смертный страх перед нею.
Отсюда неудачность последних наших интеллектуальных тусовок, что на них мы меняем шило на мыло. Почитаем друг другу тексты. Обозначим меру своей талантливости и разойдемся, не причинив друг другу особого вреда.
И если среди нас один у другого не болит. Не сидит в легких, как зараза, как туберкулез, то что удивляться тому, что другим нет до нас дела.
Нельзя же жить, исходя из одной солидарности, что вот мы - некоторое собрание талантливых людей, одинаково не сумевших соорудить что-либо дееспособное из своей талантливости.
И вот, я хочу тебе признаться, что, когда читаю твои стихи, они мне безумно нравятся. Потому что ты виртуозно владеешь словесными ассоциативными рядами и культурологической эквилибристикой. И когда во всем этом присутствует твой собственный нерв, это вызывает у меня лавину чувств, лавину переживаний, перед которыми я не могу устоять. Но больше чувств, чем сочувствия. Больше переживаний, чем сопереживаний.
Тем не менее в заключение я должен признаться, что сознаю весь сальеризм своего сегодняшнего выступления, в чем и раскаиваюсь, но что поделаешь, природа берет свое.
Subscribe

  • РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА ЖЕНЫ

    Пол: W   Возраст:56 1-10 A: 6 B: 5 C: 5 E: 5 F: 3 G: 5 H: 6 I: 7 L: 4 M: 5 N: 7 Q: 5 Q1: 6 Q2: 8 Q3: 7 Q4: 4…

  • ТЕСТ

    Пол: M   Возраст:58 1-10 A: 3 B: 9 C: 7 E: 6 F: 6 G: 3 H: 6 I: 6 L: 8 M: 9 N: 5 Q: 9 Q1: 5 Q2: 6 Q3: 6 Q4: 7…

  • ГРЫЗТЬ МАТРЕШКУ

    вернулся из петерберга. терпеть не могу пафосные сувенирные рестораны «а-ля-рюс». такое ощущение, что вместо еды тебе приходится грызть матрешку.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments