markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

ПОСЛЕ И ПОСЛЕ (эссеистика)

ПАРЩИКОВЕДЕНИЕ

Поэзия Алексея Парщикова насквозь архаична. Это диагноз. И страдает она капитальностью изложения. Ее громоздкие массы - пережиток болезненных воспоминаний об отечественном средневековье. Она суперархаична. Она порывает всякие связи с античностью - ведь не принимать же за античность вульгарную латынь средневековой Европы.
Будущее конспективно. Оно заряжено агрессивным интеллектуализмом. Оно осуществляет экспансию - это и есть конспект форм, которые разовьются впоследствии.
Но поэзия Парщикова полярно противоположна конспекту. Она стремится вобрать в себя весь опыт предшествующих литератур как бы с целью усовершенствовать их и дать тот последний образец, который и будет обладать всей полнотой завершения.
Он кормит нас искусными муляжами - заведомо несъедобными. В геральдике его можно было бы изобразить кентавром, скачущим во весь дух, с лицом, обращенным вспять.
Агрессивный интеллектуализм Парщикова пошел не в глубь - в конспект, не вширь - в повествование, а по диагонали. Это косящая траектория, стремящаяся подрубить под корень все наши читательские потуги противопоставить ей что-либо. Это направление, стремящееся не оставить нам и мизерной надежды уважать себя, предполагать, что мы способны еще хоть что-нибудь понимать.
Это литература, убивающая своего читателя, убеждающая его посредством неоспоримых доводов в том, что он давно уже умер. Что литература - это то, что пишется, а не то, что читается.
Поэзия Парщикова - это не то, с чем можно не считаться. Но принять ее - выше человеческих сил.
У этой поэзии не может быть читателей, но у нее могут быть слушатели - травы, деревья, кустарники - весь растительный мир. Эти стихи можно читать вслух, обращаясь к ним, и эти стихи будут представлять собой полную гармонию со слушающими их растениями, реагирующими легким шепотом, легким волнением листьев, чуть заметными кивками ветвей - самым сладостным для сочинителя одобрением.
В этом обращении есть смысл и последовательность. Писать стихи травам и растениям так же естественно, как в XIX веке обращаться с дворянскими стихами к неграмотному порабощенному народу. Это последовательное, неизбежное продолжение гуманизма. Это демократизм, вышедший на пленэр, на широту отечественного пейзажа.
Болезни передаются через поколение - от дедов к внукам. Современная литература получила в наследство туберкулез Антона Павловича Чехова. Выстрелом из пресловутого ружья, повешенного им в прихожей русской революции, до сих пор не рассеявшимся едким пороховым дымком она отравила себе легкие. И теперь ей прописаны Парщиков и моцион. Ей полезно выйти подышать на воздух, на пейзаж, где форма растет неотрывно от содержания, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.
Советской поэзии перешли по наследству Маяковский, Заболоцкий, Мандельштам. Но имели ли они продолжение? Разве что продолжателей. Современная поэзия получила прививку несамостоятельности, приуроченности к мировым событиям. Она не опережала, а поспевала за ними. Она дышала спертым воздухом, в котором и гнездилась убивающая ее чахотка. И вот наконец-то Парщиков - здоровый, хорошо проветренный, необязательный ни к датам, ни даже к чтению. Достаточно прогуляться среди трав, наслушавшихся его стихов, и в легких твоих начинается оздоровительный процесс.
Я зачитываюсь Парщиковым. Разве виновата его поэзия в том, что выдышан весь кислород и, чтобы хоть как-то оздоровить атмосферу, ей приходится дышать углекислым газом? Ей ничего не остается, кроме как добровольно отравиться. Но будучи сама отравленной, она лечит других. Это лечебная поэзия - литературный серные ванны.
Когда я начитываюсь Парщиковым, шире становится объем моих легких.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • СУЩЕСТВОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО

    Существующее не требует понимания. Оно существует независимо от того, понимаете вы это или нет. Понимаю это я или нет. Никакие критерии не обеспечат…

  • ГЛУПЕЕ БАНДЮКОВ

    Не нужно никаких критериев для определения существующего. Если вы можете не считаться с тем, что я считаю существующим, не считайтесь. Если оно само,…

  • ЗНАТЬ И СУЩЕСТВОВАТЬ

    Нет никакой проблемы определить существующее более или менее достоверное. Но знать его досконально - вот непреодолимая задача. Знать и существовать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments