markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

Categories:

АВТОР В ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

i-1

Честно признаюсь, мне казалось, что я разучился читать. Стоило мне открыть книгу какого-нибудь современного автора, вскоре я ее с досадой и разочарованием закрывал. В конце концов у меня выработался комплекс неполноценности.

Ведь пишется столько книг. Не может же ни одна из них не вызывать интереса. Значит, что-то не так со мной. Что-то угасло во мне. И потому ничто не находит во мне отклика. Я стал думать, что состарился и утратил способность интересоваться написанным другими.

Но вот я наткнулся на аутентичный дневник, автор которого пережил немецкую оккупацию в Харькове во время Великой отечественной: http://magazines.russ.ru/sp/2010/12/ni8.html. И не мог оторваться, пока не дочитал до конца. Даже излишняя политическая экзальтация в конце не испортила мне впечатления.

Автор в обстоятельствах, а не автор, конструирующий обстоятельства, – вот что мне интересно. Автор, мастерящий реальность, – это тот самый автор, который, согласно Барту, умер. И никакие стилистические ухищрения не возродят его сами по себе.

Любой самый простодушный автор так или иначе по-своему «фотографирует» реальность. Он производит отбор деталей и эпизодов в соответствии со своим видением. На что обратит внимание один, не обязательно обратит внимание другой. Или обратит, но увидит с несколько иного ракурса.

Сегодня фотография практически вытеснила живопись. И чтобы живописи сохранить свое место в публичном пространстве, ей надо переосмыслить себя. Мне представляется, что с литературой так или иначе произойдет нечто подобное. Ей необходимо переосмысление себя.

И это переосмысление непременно заново установит баланс между документалистикой и художественным письмом. Я не готов подменить художественное письмо документалистикой, живопись – фотографией. Но и художественне письмо в прежних уже известных нам координатах неспособно вызвать ощущения большей востребованности, чем даже простодушная документалистика.

А тогда мне непонятно его назанчение. Совершенно безнадежен автор, который думает, что умнее или хитрее читателя. Что он сконструирует историю, которая будет читаться взахлеб. Или продемонстрирует стилистические приемы, от которых будет захватывать дух. Ничего этого не произойдет.

Не знаю, как из этой ситуации вывернется литература. Но документалистика подсказывает, что интересен тот автор, который транслирует специфические обстоятельства, в которых находится сам, а не которые измышляет, и в которых читатель, может быть, не побывал, но в которых может оказаться или которые ему интересно приложить к себе...
Subscribe

  • ПРОЩАЙ, СИЗИФ!

    Всегда происходит одно и то же. В результате всеобщей многообразной деятельности формируется все более дифференцированный, все более…

  • ВСЯ СЛОЖНОСТЬ МИРА В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

    считается, что цель эволюции – живучесть. похоже, это не совсем так. биомасса сама по себе изначальна довольно живуча и вообще нет никаких…

  • СПОСОБЫ ЖИЗНИ

    25/9/2012 16:49 - soe_soe - Приятель прислал. "И тогда вот вся моя семейка начинает капать мне на мозги с интереснейшей формулировкой: -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments