markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

ДУМАЮЩАЯ ВОДА

i

Человек не способен смириться с ограниченностью своих способностей контроля за окружающей действительностью и самим собой и ограниченностью управления тем и другим.

Поэтому даже когда он вроде бы готов смириться с этим фактом, как к последней мере контроля и управления он прибегает к определению границ своего контроля и управления – вот это я могу контролировать и этим управлять, а вот этим не могу.

И тут же выясняется, что ничто не соответствует этим границам. Выясняется, что человек способен контролировать нечто и управлять тем, что он в соответствии с определенными им границами не должен контролировать и чем не должен управлять.

Ах, так! – возмущается человек, – Я согласился с ограниченностью своих возможностей контроля и управления, а эти границы не совпадают с моими возможностями. Я считал, что нечто мне не доступно, а в действительности это мне доступно. Зачем же я себя ограничиваю, ведь на самом деле я могу гораздо больше, чем полагал.

И чем дальше он продвигается за границы, которые сам же себе и положил, тем больше у него возникает ощущение, что он может едва ли ни все. Что он чуть ли ни всемогущ.

В то же самое время им злостно игнорируется, что многое из того, что он посчитал для себя контролируемым и управлвемым, не поддается контролю и управлению, несмотря на то, что много из того, что он посчитал для себя неконтролируемым и неуправляемым, поддается контролю и управлению.

При всем этом человек совершенно упускает из виду, что сам определил границы своих возможностей, т.е. попытался контролировать их и управлять ими. Но ведь это как раз таки то, что ему недоступно.

Т.е., определяя границы своих возможностей, на самом деле человек не смиряется с ограниченностью своих возможностей, а хитрит. Он просто пытается подменить неконтролируемые им границы контролирумыми. Но и это не в его силах и власти.

Человек не контролирует свой контроль и не управляет своим управлением. А то, что он все же контролирует, и чем управляет, никогда не проявляет себя как проблема.

Берем со стола ложку, зачерпываем из тарелки супа, не пролив ни капли, подносим ко рту и даже не задумываемся, как это делаем – доступно ли это нашему контролю и способны ли мы управлять ложкой или нет.

Проблема возникает только тогда, когда человек хочет контролировать то, что не способен контролировать, и управлять тем, чем не способен управлять. Именно так и проявляют себя границы контроля и управления. Никакие конвенции тут не работают.

Но самое главное, не контролируя своего контроля и своей способности управления, человек еще и не контролирует расширения своего контроля и своей способности управления. В отсутствиии контроля границ контроля и управления, еще большее заблуждение состоит в том, чтобы полагать, что контролируешь их расширение.

Постоянное расширение границ контроля и управления задано человеку как присущее ему свойство, которые человек не способен ни ускорить, ни замедлить. Но человек склонен приписывает себе контроль за расширениим границ контроля и управления, за их ускорением и замедлением.

Человек убежден, что если он не будет прикладывать усилий, то никакого расширения границ контроля и управления происходить не будет. И это действительно так, с одной только поправкой. От человека не зависит прикладывать усилия или нет. Даже этого он не контролирует.

Человек не прикладывает усилий и не прекращает прикладывать усилия по своему усмотрению. Прежде всего потому, что его усмотрение не контролируется им. Оно формируется и меняется под влиянием множества факторов, не вполне зависящих от человека – не полностью сознающихся им.

Один из важнейших факторов – это постоянное расширение границ контроля и управления. Но это не наши усилия раздвигают границы и расширяют контроль. Это раздвинувшиеся границы заставляют нас совершать усилия и расширять контроль.

Раздвигающиеся границы создают незаполненные лакуны, куда устремляется усмотрение человека. Их заполнение побуждает человека прикладывать усилия. Так течет вода, заполняя пустоты. Но человек – это сознающая себя вода и потому ошибочно считающая, что сама решает, куда течь.

Сознание – это форма, которую принимает вода, заполняя лакуну. Но считающее, что это она придала форму лакуне. Как если бы, наполняя водой кувшин, мы бы считали, что от воды зависит форма кувшина. Но это не значит, что от нас совсем ничего не зависит. От нас завивисит перестать считать себя водой, меняющей форму кувшина.

Как только думающая вода перестает считать, что она создает лакуну и задает ей форму, она совпадает с расширяющимися границами доступного ей контроля и перестает бестолку упроствовать в требовании контроля там, где он невозможен. Сознавая сознание, его зависимость и ограниченность, она больше не угнетается своим сознанием. Совпадение со своими границами – это и есть ее свобода.


Мы страшимся ограниченности нашего распространения во времени и пространстве. Но эта ограниченность и есть наша форма – доставшаяся нам лакуна. И она находится в глубоком соотвествии с тем, что ее произвело и не контролируется нами. Нам остается только доверять и довериться ей...
Subscribe

  • СУЩЕСТВОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО

    Существующее не требует понимания. Оно существует независимо от того, понимаете вы это или нет. Понимаю это я или нет. Никакие критерии не обеспечат…

  • ГЛУПЕЕ БАНДЮКОВ

    Не нужно никаких критериев для определения существующего. Если вы можете не считаться с тем, что я считаю существующим, не считайтесь. Если оно само,…

  • ЗНАТЬ И СУЩЕСТВОВАТЬ

    Нет никакой проблемы определить существующее более или менее достоверное. Но знать его досконально - вот непреодолимая задача. Знать и существовать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • СУЩЕСТВОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО

    Существующее не требует понимания. Оно существует независимо от того, понимаете вы это или нет. Понимаю это я или нет. Никакие критерии не обеспечат…

  • ГЛУПЕЕ БАНДЮКОВ

    Не нужно никаких критериев для определения существующего. Если вы можете не считаться с тем, что я считаю существующим, не считайтесь. Если оно само,…

  • ЗНАТЬ И СУЩЕСТВОВАТЬ

    Нет никакой проблемы определить существующее более или менее достоверное. Но знать его досконально - вот непреодолимая задача. Знать и существовать…