markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

СОБАЧЬИ ИГРЫ – 2

i

Cемантика стаи до сих пор просвечивает через все, что делает человек. Только мы наворотили над ней такие сублимационные курганы всевозможных цивилизационных конструктов, что перестаем видеть эту все еще управляющую нашим поведением подоснову. На самом деле мы все еще дикая стая. Для чего человек становится почтенным профессором? Чтобы его никто не покусал. Покусать профессора как-то неприлично. А знания, наука – это все второстепенно. Да сегодня, чтоб быть профессором, и знаний никаких не надо. Сколько докторских званий было куплено за перестройку. Кто у нас только ни профессор, каждая вторая собака в государственной думе.

Два наиболее социально активных современных писаталя отличаются агрессивной публицистикой. Прилепин выступает за национализм и нападает на либералов, а Дм.Быков, насколько я понимаю, либерал и нападает на действующую власть. Но это им не мешает, насколько я могу судить, испытывать по отношению друг к дуруг нежные чувства. Это только на первый взгляд кажется парадоксом. Но на самом деле имеет вполне логичное объяснение. Надо только видеть их подлинные мотивации, а не те, которые декларируются в виде неких сублимированных гуманитарных идей и целей.

Прилепину не хватает той домимнантности, которая у него есть. Он хочет повысить свой ранг и ведет себя агрессивно только по этой простой причине. Так ведут себя животные в стае. Если какая-то особь, например, в собачьей стае хочет повысит свой ранг, она кидается на всех без разбору низкоранговых особей, лает, принимает агрессивные позы. Вот что я вижу в публицистике Прилепина, а не какую-то сколько-нибудь серьезную националистическую составляющую. Да, либералы – это низкоранговые особи в современной нам России.

Несколько иначе ведет себя его коллега Дм.Быков. Он тоже хочет повысить свою ранговость. Но делает это не за счет запугивания низкоранговых либералов. А бросает открытый вызов доминантам. Это типичное субдоминантное поведение, которое сплошь и рядом наблюдается у животных в стае. Характерное для них обоих ранговое поведение совсем не преполагает его истребления, т.е. изменение семантики стаи или, другими словами, изменения принципов организации человеческой стаи.

Повышение ранговости – вот что их роднит. Они чувствуют себя в этом товарищами. А вся их столь различная сублимированная идеология, которой они прикрывают свои подлинные мотивы, играет для них второстепенную роль, что делает возможной их взаимную симпатию.

Кроме всего прочего у них есть одна объединяющая сублимированная мотивация – это радикальное неприятие существующей коррупции. Возможно, больше всего роднит их именно радикализм. У одного он выражается в жажде революции, у другого – в жажде насильственного свержения действующей власти. Но коррупция – это прямое производное ранговости. Т.е. их собственное ранговое поведение находится в прямом противоречии с тем, против чего они выступают.

Никакая стая невозможна без ранговости. Прилепин и Дм.Быков, по меньшей мере, интуитивно понимают, что никакого социума без ранговости существовать не может. Они выступают против существующей коррупции, но за тоже в общем-то коррупцию, только такую, при которой повысится их ранговость. И не исключено, что этого добьются. Прилепин станет, не знаю, вероятно диктатором, а Быков – министром, как он себе это предрекал. Но, скорее всего, в разное время и в разных правительствах.

И кто знает, может это к лучшему. Потому что любому исследователю стайного поведения животных известно, что установление ранговых отношений снижает количество конфликтов в стае. Когда ранговые отношения стабилизируются, стая начинает жить нормальной повседневной жизнью, т.е. сосредотачивается на том, чтобы эффективно защищать свою территорию, охотиться, воспроизводиться, воспитывать и растить молодняк.

Но, спрашивается, чем тогда плохи уже сложившиеся ранговые отношения. Почему они обязательно должны быть пересмотрены в пользу Прилепина, Дм.Быкова и прочих претендов на повышение ранговости. Ведь переход от Ельцина к Путину как раз состоял в стабилизации ранговых отношений. При Ельцине ранговые отношения никак не удавалось зафиксировать. Но вдруг появился очевидный доминант, и стая постепенно присмирела.

Ельцин тоже был доминантом. Но доминантом, вынужденным постоянно сопротивляться собственной доминантности. Может, потому он и пил. Тяжелое это дело – противиться собственной природе. Он пришел к власти на волне ликвидации той ранговости, которая сложилась в бывшем СССР. И любой намек на новую ранговость воспринимался как предательство происходящих в стране перемен. Но помните, как он радовался, когда представлял Путина как своего приемника. Он видел в нем такого же, каким был сам, доминанта.

Но пока был Ельцин, никакая ранговость не могла стабилизироваться. Потому что он был разрушителем прежней ранговости и малейшего намека на создание новой ему никто не прощал. Из-за этого его власть постоянно висела на волоске. А всеми, кто был никем, овладела жажда стать всем. Стать всем можно только тогда, когда ранговые отношения окончательно не стабилизировались. Вот почему нынешние претенденты на повышение ранговости с ностальгией вспоминают 90-е годы. Они готовы простить 90-ым всё за открывшуюся тогда возможность поднять свою ранговость.

Но справедливость и оптимальная организация стаи тесно связаны с соответствием личных качеств ее особей с теми рангами в стае, которые они получают. Проще говоря, благополучие стаи зависит от того, наксколько личные качества ее особей соотвествуют их ранговым претензиям. И вполне возможно, проблемы нынешней власти в отсутствии должного соответствия. Или на самом деле нет никакого критического несоответствия. А собачий лай в споре за повышение статуса – это обычный фон, сопровождающий жизнедеятельность любой стаи. Ведь мало получить ранг, надо его еще все время отстаивать.

Но главное не это. Главное – это принципиальная невозможность избавиться от ранговых отношений. Человек не может существоать вне этих ранговых отношений. Он родом из дикой стаи и сколько бы ни сублимировал семантику стаи, никогда не может отделаться от нее. Тем более, как только он хочет радикальным образом от нее отделаться, она со всей очевидностью проявляет себя в самой примитивной атавистической агрессивной форме.

Цель человеческого существования не в том, чтобы избавиться от семантики стаи – ранговых отношений, коррупции, неравномерного распределения общественных благ. Об этом были слова Иисуса Христа: «цезарю – цезарево, а Богу – богово». Христос никогда не проповедовал свобды, равенства, братства. Никогда не призывал к неранговым отношениям. Он учил другому – парадоксальной избыточности Царствия Небесного, когда двумя хлебами и тремя рыбами можно накормить тысячи людей, пришедших слушать Его на гору.

Об этом же писал когда-то поэт Мандельштам:

Нам союзно лишь то, что избыточно,
Впереди – не провал, а промер,
И бороться за воздух прожиточный –
Это слава другим не в пример.
Subscribe

  • ДВА МРАКА

    я хочу быть за мир, а должен быть за "войну", потому что кому-то мало трахать свою жену и поэтому он хочет трахать весь белый свет, а ему…

  • СТАРЫЕ СТИХИ

    РОЖДЕСТВО (в годовщину памяти нины искренко) Господь не посещает больше этот дом здесь хуже топят и не стало денег Он поселился выше этажом и…

  • ЕГИПЕТСКИЙ ПЛЕН

    когда ты еврей а вокруг полно антисемитов начинаешь нервно ползать по собственному телу и искать свой обрезанный член чтобы спрятать его в глубоких…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • ДВА МРАКА

    я хочу быть за мир, а должен быть за "войну", потому что кому-то мало трахать свою жену и поэтому он хочет трахать весь белый свет, а ему…

  • СТАРЫЕ СТИХИ

    РОЖДЕСТВО (в годовщину памяти нины искренко) Господь не посещает больше этот дом здесь хуже топят и не стало денег Он поселился выше этажом и…

  • ЕГИПЕТСКИЙ ПЛЕН

    когда ты еврей а вокруг полно антисемитов начинаешь нервно ползать по собственному телу и искать свой обрезанный член чтобы спрятать его в глубоких…