markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

Categories:

МОЕ МРАКОБЕСИЕ

Я плохой христианин. Редко хожу к причастию. От меня Церкви никого прибытка. Но Церковь мне совершенно необходима. Она сопровождает всю мою жизнь.

Я родился в стране полуразрушенных церквей. Наличие Библии в семейной библиотеке было большой редкостью. И приравнивалось к хранению запрещенной литературы.

У нас в домашней библиотеке помимо прочего с дореволюционных времен сохранился переплетенный в обложку учебника по электромеханике Зигмунд Фрейд. А вот Библия появилась намного позже. Зато висели иконы. Не как молельные принадлежности, а как предметы украшения интерьера. Их коллекционировал мой отец.

Мальчиком он с друзьями как-то на Пасху забрался на крышу находившегося за углом от нашего дома Констатинопольского подворья и оборвал электропровод, ведущий к здешней церквушке. Потом они с друзьями предложили настоятелю за конфеты починить проводку. Это было начало 30-х прошлого века. Время было не особо изобильное.

Настоятель все сразу понял. Но не стал на них сердиться и дал им конфет. Кроме того пообещал им каждую Пасху давать конфеты с условием, что они больше не будут обрывать провод. Это произвело впечатление на моего отца. Но продолжалось недолго. Церквушку вскоре прикрыли. Так она и простояла закрытой до 93 года, когда мы переехали с Петровского бульвара. Мне кажется, именно с той детской попытки рэкета у моего отца пробудился интерес к церкви.

Мой отец, в свою очередь, был сыном офицера царского флота, индифферентного к религии, который после занятия большевиками Крыма не отплыл к турецким берегам, а, сняв погоны, пробрался в Питер и поступил к большевикам на службу. В 24-ом был переведен в Москву в наркомат морфлота. Куда больше религии его интересовали моторы.

В более поздние благополучные времена он с друзьями вносил в гостинную мотор от своего «Москвича-380». Наполовину сворачивал белую скатерть на превосходном ореховом обеденном столе. Стелил грубую рогожу. Водружал на нее мотор и месяцами перебирал, пренебрегая протестами домочадцев, главным образом жены, любившей принимать гостей, вынужденных обедать в соседстве с полуразобранным движком. В промежутках он дрейфовал во льдах Северного Ледовитого океана.

Мое знакомоство со Священным Писанием началось с антирелигиозных карикатур Херлуфа Бидструпа. Возможно, это характерно для моего поколения. С этого же, как потом рассказал мне мой друг Юра Арабов, началось и его знакомство со Священным Писанием. Кроме того христианская меметика как культурная составляющая постоянно присутствовала в разговорах старших.

Отец был ходячим путеводителем по Москве. Среди прочих достопримечательностей он водил меня по церквям и объяснял, что значат те или иные иконы в том или другом ряду иконостаса или сюжеты фресок. Мы бродили с ним по упраздненным монастрырям, превратившимся в скопище коммуналок, которыми изобиловал наш район. Рассматривали архитектуру и по характерным деталям определяли век той или иной церкви.

Как-то раз морозным вечером, когда мы, с хрустом приминая подошвами снег, неспеша шли под стенами Рождественского монастыря, я впервые услышал от отца, что, по преданию, Елена Глинская, проезжая тут в возке, впервые почувствовала, как у нее в животе шевельнулся ребенок – будущий Иван Грозный. Здесь же в монастыре была заточена первая разведенная жена Василия III – Соломония Сабурова, беременная полумифическим сводным братом Грозного – разбойником Кудеяром. Позднее под стенами монастыря наполеоновские солдаты расстреливали поджигателей Москвы. А центральный храм расписал когда-то Андрей Рублев, но фрески не сохранились.

Рождественский монастырь находился на противоположном от нашего дома холме. А на вершине того же холма, на склоне которого стоял наш дом, находился Высоко-Петровский монастырь. Ему покровительствовали Нарышкины, из которых происходила мать Петра Великого. Когда-то из-под его стен с вершины холма артиллерия Минина и Пожарского била прямой наводкой по Кремлю, где засели поляки.

И буквально в квартале за каждым из этих монастырей стояло еще по монастырю, не считая множества отдельных церквушек в окрестных улочках и переулках. Все они, разумеется, были упразденены и разорены. Действующих церквей в Москве тогда сохранилось совсем мало.

И потому особая прелесть состояла в том, чтобы забежать с мороза в какую-нибудь спрятанную от людских глаз действующую церковь, где шла служба. Приглушенно горели свечи, нестройно пел хор из нескольких старушек. Вот уже тысячу лет христанство поддерживается в России как непрерывно горящий костер. Тысячу лет строятся церкви, расписываются стены, пишутся иконы, ведется служба в храмах, пищутся христианские книги, философские трактаты. Оберегая Церковь, мы защищаем не просто культ, а еще тысячелетнюю культуру, что должно быть дорого и атеисту.

Несколько десятков лет назад возникла молекулярная биология. Подойди к человеку на улице и спроси, знает ли он молекулярную биологию. Никто не скажет, что знает. А о тысячелетнем христианстве каждый готов судить так, будто это хорошо известный ему предмет. Популярный блогер пишет: Церковь проповедует добро. Пишет с подтекстом, мол, проповедуют добро, а сами... Но Церковь проповедует Слово Божье. Абстрактное добро проповедует гуманизм. И это тонкое и глубокое различие не так-то легко ухватить.

Церковь – это способ существования вечного во временном. Временное атакует. Церковь корежит греховностью временного. Прихожане, священники, иерархи, каждый на свой лад, пытаются приспособить ее к своей греховности. Но все проходит, а Церковь остается.

Христиане приходят в церковь не потому, что там священники или даже патриарх, или другие христиане. Они приходят в церковь, потому что там христианство. Не из христиан возводится христинаство, как языческая египеткая пирамида. Христианство отражается в христианах, как в кривых зеркалах. Кто-то искажает его больше, кто-то меньше. Но стоит погасить христианство, и отражаться будет нечему. Останутся одни кривые зеркала.
Tags: злоба дня
Subscribe

  • РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА ЖЕНЫ

    Пол: W   Возраст:56 1-10 A: 6 B: 5 C: 5 E: 5 F: 3 G: 5 H: 6 I: 7 L: 4 M: 5 N: 7 Q: 5 Q1: 6 Q2: 8 Q3: 7 Q4: 4…

  • ТЕСТ

    Пол: M   Возраст:58 1-10 A: 3 B: 9 C: 7 E: 6 F: 6 G: 3 H: 6 I: 6 L: 8 M: 9 N: 5 Q: 9 Q1: 5 Q2: 6 Q3: 6 Q4: 7…

  • ГРЫЗТЬ МАТРЕШКУ

    вернулся из петерберга. терпеть не могу пафосные сувенирные рестораны «а-ля-рюс». такое ощущение, что вместо еды тебе приходится грызть матрешку.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

  • РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА ЖЕНЫ

    Пол: W   Возраст:56 1-10 A: 6 B: 5 C: 5 E: 5 F: 3 G: 5 H: 6 I: 7 L: 4 M: 5 N: 7 Q: 5 Q1: 6 Q2: 8 Q3: 7 Q4: 4…

  • ТЕСТ

    Пол: M   Возраст:58 1-10 A: 3 B: 9 C: 7 E: 6 F: 6 G: 3 H: 6 I: 6 L: 8 M: 9 N: 5 Q: 9 Q1: 5 Q2: 6 Q3: 6 Q4: 7…

  • ГРЫЗТЬ МАТРЕШКУ

    вернулся из петерберга. терпеть не могу пафосные сувенирные рестораны «а-ля-рюс». такое ощущение, что вместо еды тебе приходится грызть матрешку.