markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

где зарыта метареалистическая собака - 32

Претензия на свободное от спекулятивности представление о реальности не менее спекулятивно, чем любой спекулятивный проект. А, скорее всего, даже более. Ведь «реальность начинает уходить в тень» не потому, что «наши схемы» все больше вытесняют ее, как утверждает М.Ямпольский (http://www.polit.ru/culture/2005/05/12/jampolskii_print.html), а потому что мы хотим думать о ней, как о чем-то свободном от спекулятивности. Концептуалисты потому и герои большинства литературных статей, что спекулируют свободой от спекулятивности.

Но любая деятельность неизбежно спекулятивна, потому что так или иначе формулирует себя. Т.е. выдает себя за то, чем в полной мере не является. Это не мешает ей быть, одновременно, вполне реальной. Поскольку кроме реальности вообще ничего нет. Другое дело, что реальность содержит много такого, чего нам не известно или нами не учитывается и для нас как бы не существует. И уже в силу одного этого наши представления о ней – наши интерпретации реальности –  спекулятивны. Но нам по любому необходимо как-то себе ее представлять.

Заблуждение думать, что возможны какие-то действия, отдельные от наших представлений. И не то, что в привычном нам социальном измерении, но и там, где происходят хаотичные атомарные процессы, казалось бы свободные от какого-либо интеллекта или чьего-либо восприятия. Вот и наука вынуждена считаться с этим фактом. Свое популярное изложение современного состояния теоретической физики Фритьоф Капра заканчивает следующим образом:

«…сознание может представлять собой неотъемлемый компонент Вселенной, который в будущем, возможно, войдет в теорию физических явлений».

Но не меньшее заблуждение думать, что наши действия полностью совпадают с нашими представлениями о них и целиком укладываются в мыслимые рамки, а не являются чем-то большим и не выходят за их пределы. Поэтому мы не можем «продавать» в чистом виде ни свои представления, ни стоящую за ними реальность. В чистом виде их не бывает. Мы всегда «продаем» конгломераты того и другого, т.е. «идей» и «материальностей».

Расположенные во временной последовательности, эти конгломераты становятся все более высокоорганизованными. Продукция мастерской Рафаэля – более высокоорганизованный конгломерат, чем произведения средневековых цеховых мастеров с их «золотом и ляпис-лазурью». Чисто внешне эти конгломераты могут казаться внутренне противоречивыми, но между «материальностью» и «идеей» нет непроходимой разницы. А большая высокоорганизованность – это не отказ от одного в пользу другого. Восходящая высокоорганизованность – это взаимообусловленный рост количества и разнообразия, принимаемых за «материальное» и «идею», но отличающихся тем, что не встречаются в природе друг без друга.
Subscribe

  • СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП

    Первые опубликованные стихи у меня появились в 1987-м. Напечататься, перейти из разряда непечатных в печатные – тогда это казалось чем-то этапным.…

  • БЕСЦЕЛЬНОСТЬ СМЫСЛА

    Если бояться конечности жизни, лучше вообще в неё не ввязываться. Нашего согласия, правда, не спрашивают. Бабах, и однажды обнаруживаешь себя…

  • БОГ СТИРАЛЬНОЙ МАШИНЫ

    Объяснимое - это утилитарное. Оно нам требуется, когда нужно решить ограниченную задачу. Например, нам нужно руководство к пользованию стиральной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments