markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

ЗАКАТ ЛИТЕРАТУРНОЙ ИМПЕРИИ

Отечественная литература занята сейчас в большей мере приватизацией, чем производством. Пусть никого не вводят в заблуждение продуцируемые ею тексты. Они производятся за счет уже имеющихся ресурсов, никак не развивая их. Потому что логика приватизации не оставляет простора для заботы о развитии средств производства.

Грубо говоря, кто-то объявляет себя авангардистом и пишет с помощью того набора средств, который зарезервирован за авангардом. Кто-то объявляет себя традиционалистом и пишет с помощью тех средств, которые получает в качестве присвоенных. Кто-то объявляет себя прозаиком, и пишет по тем прозаическим лекалам, которые присвоил себе вместе со своей литературной специализацией. В результате потенциал приватизированных средств производства деградирует.

И вот сегодня мы имеем дело с философией, располагающей куда более содержательным лингвистическим инвентарем, чем литература. С некоторых пор язык попал в сферу интересов философии и выпал из литературного производственного цикла. Но даже лингвистический инвентарь философии импортируется, а не производится ею. Философия точно так же, как литература, в большей мере озабочена приватизацией.

Не стоит сводить лингвистическую содержательность к чисто количественной лексической. Мне навсегда запомнилось сопоставление набора медицинских инструментов времен Римской империи и раннего средневековья. По сравнению с древнеримскими более поздние средневековые казались кустарными. При этом количественно наборы инструментов были идентичны друг другу. Древнеримские отличались технологической искусностью и операциональными возможностями.

Актаулизированный сегодня вопрос – это вопрос о том, возродиться ли Римская империя литературы. Типологически таким же вопросом задавались знать и интеллектуалы времен упадка древнеримского государства. Врваризация Римской империи изнутри привела к подмене заботы о развитии средств производства жажадой приватизации.

Даже включенный в границы империи варвар всегда сохраняет атавистическую память о взгляде на нее из-за ее пределов. Производимые ею богатства представляютя ему как загадочная данность. Он никогда до конца не понимает, как их можно произвести с такой регулярностью, в таком разнообразии и обилии. И простейшее для него решение – это вторгнуться в пределы империи, силой завладеть ими и присвоить.

Все поздние римские императоры происходили из варваров и опирались не на иерархическую структуру демоса, а на обособленную от него армию. Армия обеспечивала охрану приватизируемого. Но была соверешнно индифферентна и даже враждебна к развитию средств производства, видя в них конкурентную базу. В результате уже во времена императора Диоклетиана Римская империя частично деградировала от монетаризма к натуральному обмену.

Когда-то конец отечественной дворянской литературы совпал с ее окончательной политизацией. Публицистика задвинула собственно литературу на второй план. Уже для Толстого его общественная деятельность стала важнее его же художественного производства. Публицистика – это уже сама по себе разновидность приватизации. Это использование художественных средств производства с совершенно чуждыми этому производству целями.

В результате мы получили Солженицына – великого публициста в роли великого литератора. В качестве автора «Архипелага» его авторитет непререкаем. Но Солженицын не довольствовался публицистикой. Он претендовал на приватизацию художественного производства и архетипической роли Толстого в русской литературе, что невольно вызывает некоторый скептицизм.

Публицист – это литературный варвар. Но должны ли мы сожалеть о разрушенной им империи? Ведь разрушение Римской империи – это на деле всего лишь ее диверсификация. Римская империя непременно возродиться. Сначала в своей кустраной раннесредневековой версии. А потом в новом непредсказуемом для нее качестве, как это случилось с Европой нового времени.

Литературный варвар перестанет быть варваром, когда перестанет мыслить литературное производство как приватизацию имперской собственности и озаботится не только производством, но и производством средств производства. Поэзия особенно зависима от этого. В сфере литературного производства она специализируется на производстве средств производства. И пока оно не актуализировано, не актуализируется и поэзия.
Tags: литпроизводство
Subscribe

  • ДЕМОТИВАТОР

    Трудно заставить себя голосовать хрен знает за кого. Причём и в партии власти, и в оппозиции, как системной, так и несистемной. Демократия хороша в…

  • «МЫСЛЬ ИЗРЕЧЁННАЯ ЕСТЬ ЛОЖЬ»

    Мысль - это фокусировка на чем-то, концентрация внимания. Размышление происходит на основе этой фокусировки. Слова - это всего лишь способ что-то из…

  • ДОСОЗНАТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ВОСПРИНИМАЕМОГО

    Предположим человек «придумал», как называть одни и те же объекты или проявления реальности. Одни называют море «морем», а другие «сии». Но само…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments

  • ДЕМОТИВАТОР

    Трудно заставить себя голосовать хрен знает за кого. Причём и в партии власти, и в оппозиции, как системной, так и несистемной. Демократия хороша в…

  • «МЫСЛЬ ИЗРЕЧЁННАЯ ЕСТЬ ЛОЖЬ»

    Мысль - это фокусировка на чем-то, концентрация внимания. Размышление происходит на основе этой фокусировки. Слова - это всего лишь способ что-то из…

  • ДОСОЗНАТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ВОСПРИНИМАЕМОГО

    Предположим человек «придумал», как называть одни и те же объекты или проявления реальности. Одни называют море «морем», а другие «сии». Но само…