markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

ИСТОКИ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОСТИ

все проблемы современности восходят к присвоению разума и реакции на это присвоение. так еще задолго до появления модерна институт церкви когда-то присвоил себе божественный разум. институт государства – социальный разум. а уже синхронно модерну имевшая место институциализация культуры и науки присвоила себе когнитивный разум. модерн был реакцией на присвоение божественного и социального разумов. им с негодованием отвергались любые претензии на монополизм в этих областях. но модерн был индифферентен в отношении присвоения когнитивного разума. постмодернизм, в свою очередь, был реакцией на эту индифферентность модерна. присвоению когнитивного разума постмодернизм противопоставил присвоение языка. в связи с чем сперва хайдеггер, а потом лиотар, как один из героев мольеровской пьсы, вдруг обнаружили, что люди говорят прозой. а проза, как известно, это всего лишь один из литературных жанров. сразу возникла проблема, как побороть эту ограниченность. в их интерпретации онтология оказалась присвоенной в свою очередь присвоенным языком. так вместо того, чтобы поставить под сомнение любое присвоение, постмодернизм дискриминировал онтологию. разумееся, вопрос о неправомерности присвоения языка на повестку дня вообще не ставился, надо полагать, из опасений, что в таком случае все интеллектуалы скопом окажутся не у дел. дальше уже развернулась борьба только за присвоение языка – этого фундаментального инструмента когнитивного разума. с этого момента соревновались уже только дискурсы. но сегодня мы стоим перед фактом кризиса чисто дискурсивного соревнования. в условиях бесправия онтологии в нем никто не может победить. любой дискурс самодостаточен и имеет право игнорировать любой другой дискурс. поэтому в известном смысле мы вынуждены возвратиться к чисто модернистской проблеме неприятия любого присвоения. а именно к проблеме присвоения языка. присвоение когнитивного разума, против которого ополчился постмодернизм, не преодолеть присвоением языка, т.е. дискурсом. и тут существует единственное решение. разум необходимо восстановить в своей фатальной отнтологической невозможности окончательного присвоения. это не значит, что мы не можем быть разумными. но мы не можем быть только разумными. т.е. не можем контролировать разум. то, что мы контролируем, является сознанием. а наше сознание всегда ограничено. поэтому, что бы мы ни присваивали – оно всегда будет ограничено.
Tags: производство реальности
Subscribe

  • АГРЕССИВНЫЙ УНИВЕРСАЛИЗМ

    Что отталкивает в феминизме, BLM, ЛГБТ-пропаганде, климатической повестке - это агрессивная претензия на универсализм. С такой же агрессивностью на…

  • РОМАН В ОДНО СЛОВО

    Сейчас мы имеем дело с имитационной культурой, т.е. с такой культурой, которая не сообщает нам ничего принципиального иного, чем предшествующая, не…

  • СКЛАДЫВЫЮЩАЯСЯ САМА СОБОЙ

    Я не умею извлекать выгоду. Как только пытаюсь изловчиться и извлечь её, ничего не выходит или выходит так, чтоб лучше вообще ничего не выходило. Но…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • АГРЕССИВНЫЙ УНИВЕРСАЛИЗМ

    Что отталкивает в феминизме, BLM, ЛГБТ-пропаганде, климатической повестке - это агрессивная претензия на универсализм. С такой же агрессивностью на…

  • РОМАН В ОДНО СЛОВО

    Сейчас мы имеем дело с имитационной культурой, т.е. с такой культурой, которая не сообщает нам ничего принципиального иного, чем предшествующая, не…

  • СКЛАДЫВЫЮЩАЯСЯ САМА СОБОЙ

    Я не умею извлекать выгоду. Как только пытаюсь изловчиться и извлечь её, ничего не выходит или выходит так, чтоб лучше вообще ничего не выходило. Но…