markshat (markshat) wrote,
markshat
markshat

ТОЖДЕСТВЕННОСТЬ СРЕДСТВ И ЦЕЛЕЙ


Социальные сети повторяют судьбу всех социальных образований. Они возникают, достигают расцвета и хиреют. Тогда появляется новая социальная сеть. Начинает бурно прогрессировать. И тоже достигает своего максимального расцвета. После чего наступает черед медленного неуклонного угасания. И появляется еще одна новая социальная сеть.
Но главный прогноз футурологов, любящих живописать всевозможные грядущие радикальные изменения, привносимые новейшими технологиями, так и не сбывается. Всемирная паутина никогда до конца не опутывает всего мира, каждый раз рвется, и мы оказываемся во все той же самой прохудившейся действительности, только еще больше загроможденной разнообразными технологическими цепочками.
Если не меняемся мы сами, то не меняется ничего. Но мы меняемся и еще прежде, чем меняются наши технологические цепочки. Мы в очередной раз изменились. Мы больше не можем жить в мире, где кто-то стоит выше нас. Нет никаких оправданий чьему бы то ни было превосходству. И даже если все же приходится с чьим-то превосходством считаться, то только через ненависть и скрежет зубовный.
Отныне любая власть не только сомнительна, но и принципиально незаконна. Никакие процедуры не гарантируют легитимности, поскольку фальсифицируются. Президенты, министры, привилегированные сословия, культовые личности, медийные персонажи – все это в безвозвратном прошлом, никто из них больше не объект поклонения, а только объект зависти и ненависти. Хочешь, чтоб тебя ненавидели, – выделяйся. На тебя придут поглазеть, как на диковинку. Все захотят с тебя что-нибудь слупить и при первой же возможности с упоением затопчут под всеобщее одобрение и улюлюканье. И больше никаких надежд на примирение, общественный договор и добровольную редукцию чьих бы то ни было претензий кому бы то ни было в угоду.
Выход из этой патовой ситуации один – в добровольной редукции своих претензий в одностороннем порядке, но не в угоду кому-либо, а в угоду себе. Свободный человек, если только такой возможен, это тот, кто способен на самодостаточность. Кто ничего не ждет взамен, и потому без сожалений выходит из круговой поруки всеобщей зависти и ненависти.
Но это не альтруист, который любит всех без разбора или пытается любить. Альтруизм такое же заблуждение и тупик, как круговая порука. И это не дауншифтер с бегством из собственной жизни на экзотические берега. Напротив, это бегство в собственную жизнь.
Т.е. именно не в сочиненную собственную жизнь. Не в заимствованную по подсказке всепоглощающей гиперреальности, где мы поступаем тем или иным образом не потому, что это мы так поступаем, а так положено поступать. Или так поступать диктует нам благоприобретенная необходимость. Ведь поступая таким образом, мы ждем определенной отдачи.
Нет, когда мы поступаем так, как поступаем именно мы и никто больше, мы ничего не ждем в ответ. Сам поступок в таком случае и есть полученный результат. Мы поступаем и больше ничего не ждем, не тешим себя иллюзиями выбора и набора зачетных очков. Нам ничего не надо кроме нашего собственного поступка. Он и есть искомое, даже если совершается во вред себе.
Это больше, чем смерть. Ведь это даже не эвтаназия. Потому что эвтаназия подразумевает отдачу в виде прекращения страданий. А тут не допускаются никакие даже самые уважительные намеки на взаимовыгодные отношения. Никакого обмена. Ничего символического. (За исключением самих символов в их прикладном назначении). Пока ты выстраиваешь стратегию обмена, ты обречен.
Обмен происходит непрерывно и постоянно, вне зависимости от принятой тобой стратегии. Если ты не видишь факта обмена в том, что не соответствует твоей стратегии, значит ты заведомо угодил в ловушку гиперреального.
Если ты делаешь – значит, ты уже получил, уже изменился. Если не делаешь – и тогда ты уже получил и изменился. Потому что то, что нас меняет, находится в нас и вне нас.
Но, главное, то, что определяет, каковы мы сами, тоже находится в нас и вне нас. А все мы находимся в разных точках пространства-времени и сами собой представляем разные фрагменты этого пространства-времени. И уже хотя бы поэтому одному у нас нет никакой типовой судьбы. Но и свести нас к чему-то взаимно совершенно неконвертируемому тоже нельзя по той простой причине, что все мы объединены одним пространством-временем.
Поэтому никаких рекомендаций, только дурная бесконечность уточнений общего и частного. Или отказ от любых уточнений в пользу действия-бездействия, совершаемых ради них самих и ничего другого.
Tags: производство реальности
Subscribe

  • СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП

    Первые опубликованные стихи у меня появились в 1987-м. Напечататься, перейти из разряда непечатных в печатные – тогда это казалось чем-то этапным.…

  • БЕСЦЕЛЬНОСТЬ СМЫСЛА

    Если бояться конечности жизни, лучше вообще в неё не ввязываться. Нашего согласия, правда, не спрашивают. Бабах, и однажды обнаруживаешь себя…

  • БОГ СТИРАЛЬНОЙ МАШИНЫ

    Объяснимое - это утилитарное. Оно нам требуется, когда нужно решить ограниченную задачу. Например, нам нужно руководство к пользованию стиральной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП

    Первые опубликованные стихи у меня появились в 1987-м. Напечататься, перейти из разряда непечатных в печатные – тогда это казалось чем-то этапным.…

  • БЕСЦЕЛЬНОСТЬ СМЫСЛА

    Если бояться конечности жизни, лучше вообще в неё не ввязываться. Нашего согласия, правда, не спрашивают. Бабах, и однажды обнаруживаешь себя…

  • БОГ СТИРАЛЬНОЙ МАШИНЫ

    Объяснимое - это утилитарное. Оно нам требуется, когда нужно решить ограниченную задачу. Например, нам нужно руководство к пользованию стиральной…